В Одесском археологическом музее проходит выставка артефактов эпохи античности, поднятых со дна моря у берегов Змеиного острова. Речь идет о грузе и других предметах с борта древнегреческого судна, затонувшего два с половиной тысячелетия назад возле современной Одессы. Остатки парусника обнаружили летом 2011 года энтузиасты из клуба подводного плавания «Наварекс». Они тут же сообщили о находке в институт археологии НАН Украины. В том же году началось исследование объекта, который получил условное название «Змеиный Патрокл». Подводными работами занимаются специалисты госпредприятия «Южгидроархеология» и дайверы «Наварекса».
Длина затонувшего парусника - 26 метров. Ширина на мидель-шпангоуте (в самой широкой части) - 7-8 метров. «Патрокл» - торговое судно: боевые корабли во все времена были меньше и уже «купцов». Двигался он в основном за счет силы ветра, хотя имел и весла.
Конструкцию судов такого типа - коротких и широких - греки позаимствовали у финикийцев. Посудины эти при попутном ветре развивали скорость до 5 узлов (9,2 км/ч), имели водоизмещение порядка 100-200 тонн и могли взять на борт несколько тысяч амфор - этой универсальной грузовой тары античности, игравшей в те времена ту же роль, что сегодня контейнеры. Ходили греческие суда чаще всего вдоль берегов, а на ночь команда вытаскивала их на берег.
По словам руководителя одесского филиала института археологии Татьяны Самойловой, вероятнее всего, грузом «Патрокла» было вино и оливковое масло, а также ценная чернолаковая керамика: под водой обнаружены заморские килики, скифосы и канфары (кубки и чаши для питья).
Относительно места отправления ясность уже имеется: «Большинство амфор, которые мы подняли, родом с острова Пепарет - это современный остров Скопелос в западной части Эгейского моря (архипелаг Северные Спорады). Таким образом можно сделать вывод о том, что судно вышло именно с Пепарета, который тогда был весьма крупным центром виноделия», - говорит Самойлова.
Путь от Пепарета до Левке (древнегреческое название Змеиного) даже при тех скоростях занимал не так много - от силы семь-десять дней: «После Дарданелл и Босфора они могли идти тремя маршрутами - вдоль восточного берега Черного моря, вдоль западного или, сильно рискуя, напрямик. Но мы склоняемся к тому, что «Патрокл» следовал вдоль западного берега к одной из колоний Северо-Западного Причерноморья или к Херсонесу Таврическому. Не случись крушение, обратно судно пошло бы с грузом зерна».
Причиной гибели «Патрокла» мог стать сильный шторм, заставший купцов у Левке. Погиб ли кто-то во время крушения, или же моряки сумели выбраться на берег, мы, наверное, никогда не узнаем. Примерная дата кораблекрушения - самый конец V - начало IV веков до нашей эры.
Археологи подняли с 35-метровой глубины и некоторые личные, как они думают, вещи членов экипажа. Это грубые сероглиняные сосуды - амфорки для воды, горшки и мортарии (широкие плоскодонные чаши с очень толстыми стенками, которые использовались в хозяйственных и ритуальных целях).
Наиболее значимой находкой является мраморная статуэтка богини плодородия Деметры, которую, очевидно, везли на продажу в один из северопричерноморских городов.
По словам замдиректора музея Сергея Охотникова, обнаружение «Змеиного Патрокла» - огромное достижение отечественной археологии: «Античные корабли находят вообще очень редко, а в Черном море это вообще первое судно, найденное целиком с грузом».
Увы, несмотря на то, что точные координаты места, где лежит судно, ученые держат в строжайшем секрете, оно уже привлекло к себе внимание «черных археологов». В конце июля неизвестные водолазы повредили объект, похитив множество артефактов.
Источник
По материалам