Оригинал взят у
moryakukrainy в
Капитан «Одессы» таки вернулся на мостик, правда - в Италии Слухи о том, что Владимир Лобанов набирает команду доходили давно. Последние полгода одесские друзья известного капитана обещали встречу с ним. На днях, разговор состоялся, как в таких случаях говорят в «казенном доме» (в одном из помещений госадминистрации, прозванной в Одессе - стекляшкой). На вопросы о новых судах (поговаривают о небольшой судоходной кампании) Лобанов, как отрезал, - для прессы у меня такой темы нет! Невольно снова вырулили на итальянскую тему.
Почетным гражданином Неаполя не разрешила стать Украина
А все началось в 1997 году, когда капитану Лобанову предложили подменить экипаж теплохода «Одесса», который два года находился под арестом в Неаполе. Капитану пообещали, что как только судно выпустят из-под ареста, Лобанов останется на нем штатным капитаном с правом набора экипажа в международные круизы. Пассажирский лайнер был гордостью
Одессы и ЧМП.
Западные туристы легенды слагали о знаменитом лайнере. А немцы записывались на кругосветки «Одессы» в очередь.
Арестованный лайнер, который вскоре остался без топлива, обесточенный, сохраняли и поддерживали в рабочем состоянии 10 украинцев. Летом в 50-градусную жару, зимой в суровые шторма. Во время бури 2000 года команда Лобанова, спасая свое судно, на грани потери жизней, предотвратила столкновение судов в порту. Капитан получил перелом ноги и травму позвоночника. Подвиг экипажа «Одессы» прогремел на всю Италию. Папа Римский Иоанн Павел ІІ за мужество, проявленное во время стихии, присвоил капитану лайнера звание Георгиевского кавалера. Общественность Неаполя, почетный консул Украины и морская церковь Неаполя обратились в муниципалитет с просьбой присвоить Владимиру Николаевичу звание почетного гражданина города. Но обращение в украинский МИД, а затем в Кабмин дали отрицательный результат. Еще бы - тут уже пришлось бы с Почетным гражданином Неаполя считаться и зарплату экипажу все-таки выдать.
Мы надеялись работать на «Одессе» до конца жизни
Без всяких средств к существованию, брошенный на произвол судьбы, экипаж берег свою «Одессу». По международному закону, Кодексу торгового мореплавания Украины, разрешению суда Неаполя моряки в исключительной ситуации могли продать большую часть имущества.
- Я собрал экипаж и предложил: или мы все продаем, и у нас нет шансов вернуться на Родину или сохраняем судно и работаем на нем до конца жизни, - резюмирует капитан.
«Я уехать не мог. Мне замены не было». Экипаж сказал: «Мы вас не бросим». Это было общее решение. Мы сохранили и вернули Одессе все, что было на судне: тысячи комплектов запечатанного французского льняного белья, мебель, забитые доверху каюты с новой французской небьющейся посуды, музыкальные инструменты, новые электронные системы кондиционирования и опреснения морской воды по 2 млн долларов каждая, катера, спиртное и, даже капитанский серебряный сервиз. Мы делали все, чтобы сберечь судно для ЧМП. Выживали, как могли, а в основном благодаря помощи наших украинцев-заробитчан, которым от экипажа низкий поклон.
«О нашей пятилетней вахте забытого лайнера сняли фильм «Моряки Одессы», который показывали в кинотеатрах всех крупных городов и центральных каналах телевидения Европы, занявшего первые места на трех международных кинофестивалях. Но больше всего нам помогло, когда по итальянскому ТВ показали фильм «Фантастический флот», - отмечает Владимир Николаевич. «В Италии, по году-два, стоят десятки арестованных судов, уже разграбленные, затонувшие, по году-два стоят. А вот судно «Одесса». Уже сколько лет нет зарплаты, страховки и медицинской помощи, топлива, люди голодают. Но все целое: каюты, музыкальные инструменты, отделка камбуза стоила больше миллиона долларов, цветы, пальмы в зимнем саду. И со всей Италии начали присылать вещи, продукты, помощь».
В Одессе тоже организовали сбор средств фонд спасения «Одессы», для поддержки моряков. Но эти деньги куда-то просто быстро исчезли.
В лишениях, из-за болезней погибли механик Владимир Аксененко, электромеханик Евгений Лапшин, матрос Анатолий Валь. Компенсации получили только семьи двух.
«Судно было продано с аукциона 9 апреля 2002 года - рассказал «Моряку Украины» адвокат моряков Владимир Косарев, - чтоб своей стоимостью обеспечить требования кредиторов, но требований таких было слишком много и экипажу денег практически не оставалось».
В Италии капитан стал Президентом
Пока тянулся судебный процесс в Италии, вокруг «Одессы» кооперировалось украинское землячество. Владимир Лобанов, получив вид на жительство в Италии, открыл небольшую фирму «Тридент» (тризубец) в Неаполе, организовав юридическую помощь и защиту украинцев. Сегодня Владимир Лобанов президент ассоциации «Координационный совет организаций украинской диаспоры в Италии». Под ее началом объединено 20 организаций, порядка 3,5 тыс. человек, подали заявки на вступление еще около 80.
- Выбрали Президентом, потому что сказали, если ничего не продал с теплохода, есть надежда что и нас не обманет, - шутит Владимир Николаевич. - На самом деле это очень важно для соблюдения и защиты прав украинцев в Италии, число которых приближается к 3 млн.
Поступал по совести и убеждению
Впервые приехав в Одессу капитан Лобанов в 2005 году, прошел курсы повышения квалификации и подтвердил капитанский диплом. Затем вернулся в Италию и в последние годы работал в своем агентстве, на итальянском пассажирском судне. Второй раз приехал в конце 2009 года, с трудом оформил пенсию, даже с этим возникли проблемы.
- Экипаж теплохода «Одесса» заставили уволиться, - объясняет капитан. - Но я увольняться не стал, а написал заявление. Рассчитываетесь со всеми- и я сразу увольняюсь, а до этого момента прошу числить меня в отпуске без содержания или предоставить работу по специальности. В итоге, когда мне понадобилась трудовая книжка для оформления льготной пенсии, первый заместитель санатора ЧМП Машталан объявила мне, что я уволен за прогулы, а все документы, включая трудовую книжку, исчезли. Мне удалось восстановить свою трудовую деятельность по копиям документов, которые случайно остались у меня. Благодаря этому получилось оформить минимальную пенсию, но 12 лет было все-таки потеряно- говорит капитан.
Каждому моряку экипажа «Одессы» пароходство должно, как минимум по 500 тысяч гривен. В 2005 году моряки подали в суд на пароходство в Украине. Приморский райсуд Одессы вынес решение в пользу экипажа. Апелляционный суд подтвердил. Однако Верховный Суд отменил все предыдущие решения, отправив дело на новое рассмотрение.
- И вы знаете, как это было аргументировано, смеется капитан, - формулировкой: «Они знали, на что шли»!
Белоснежного лайнера «Одесса» уже нет. Осталась только его история.
- Появится ли скоро подобное судно у Одессы с ее названием?
- Скорее всего, нет. Разве что в частных руках. Но, мы до этого не доживем…
После прихода в Одессу, лайнер отправили на ремонт, потом он оказался в собственности прибалтийской компании. Такой новый пароход стоит 180 млн долларов, при аресте оценили с учетом износа 60 млн. А продали за 1 миллион 399 тысяч!
Затем, сняв ценное оборудование, отправили в Индию на металлолом. Меня спрашивают, стоило ли бороться, когда все так обернулось. Но я знаю, что поступал правильно, - говорит капитан, - по своей совести и убеждению!
Инна Ищук, Анатолий Венгрук
Предыдущее по теме:
История капитана и теплохода «Одесса». О море, мафии, ЧМП, о дружбе и предательстве...