Закон против олигархов: беззаконие утвердят в специальном законе. И в олигархах ли только дело...

Jun 03, 2021 12:16


Сейчас в законах Украины вполне достаточно уже действующих норм и статей, которые позволяют вполне успешно бороться с ненормальным влиянием олигархов на политическую систему и общество - была бы политическая воля к их применению. Нужен ли нам новый закон Зеленского?

Только что официально  опубликованный президентский законопроект об олигархах, как это водится в нашей стране, давно уже бродил по сети в различных сливах и трактовках. При чтении официальной версии этого законотворческого шедевра, надо сказать, меня неотвязно преследовала лишь одна мысль: а оно вообще нам надо?
Олигархов никто не любит
Это чистая правда. Даже те, кто работают в их ближнем окружении, или просто кормятся от их щедрот, частенько за глаза посмеиваются над своими благодетелями и вовсе не питают к ним того пиетета, который демонстрируют на публике.
Что уж говорить об остальных гражданах, которые могут лишь издалека наблюдать за сверкающей жизнью отечественных толстосумов за высокими заборами персональных дворцов! Мало кого с такой же неприязнью поминают за кухонными разговорами и спорами в курилках.
Говоря начистоту, это вполне понятно: разрыв в благосостоянии самых богатых и самых бедных граждан Украины потрясает воображение. При том, что в целом Украина входит в топ беднейших стран Европы (а, по некоторым данным, и возглавляет его), наши олигархи давно привыкли ни в чём себе не отказывать. Ни в покупке чиновников и судей, ни в приобретении партий и медиаресурсов, ни в расходах на лоббистскую и законотворческую деятельность.
И, собственно, в этом их основная опасность для государства: крупнейшие бизнес-воротилы Украины давно уже создали для себя более, чем комфортные условия, при которых именно они, фактически, управляют страной, имея в качестве легального инструмента для реализации своих задач марионеточных депутатов и госслужащих. Эту роль крупнейшего капитала невозможно отрицать: достаточно вспомнить, что силовое смещение Виктора Януковича в первую очередь было вызвано именно его конфликтом с олигархами.
Все эти обстоятельства вполне однозначно создают атмосферу серьёзной поддержки обществом практически любых инициатив власти, направленных на изменение сложившегося порядка. Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что именно в расчёте на «всенародный консенсус» президент Владимир Зеленский и выступил со своей антиолигархической инициативой.
Зачем нам закон против олигархов
Ну, начнём с того, что это вовсе даже и не закон, в обычном понимании слова.
Документ, который предлагает принять г-н Зеленский, куда больше смахивает на царский указ, в котором бояре должны утвердить право самодержца карать и миловать купцов по своему усмотрению:
«Решение о признании лица таким, который имеет значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархом), принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины на основании представления Кабинета Министров Украины, члена Совета национальной безопасности и обороны Украины, Национального банка Украины, Службы безопасности Украины или Антимонопольного комитета Украины» - вот так выглядит этот важнейший пункт законопроекта. Ручной Совбез Зеленского уже неоднократно продемонстрировал свои лучшие качества в реализации весьма сомнительных, с точки зрения Конституции, решений, и личную преданность главе государства.
Трудно предположить, что с принятием законопроекта в этом смысле хоть что-то изменится. А значит, любого, на кого укажет властный перст могут запросто признать олигархом со всеми вытекающими последствиями.
Я не юрист, но даже не сомневаюсь, что профессиональные правоведы предъявят массу весьма обоснованных претензий к этому законопроекту, поскольку его странно-диктаторская сущность очевидна даже на ощупь. Ну, взять хотя бы положение о «декларации про контакты» (да, там такое имеется): все «публичные служащие», кто хоть как-то встретились с олигархом, обязаны будут подавать соответствующий документ, и публично каяться на площади докладывать своему руководству.

При этом, подпасть под действие этого правила рискуют даже те, кто банально перекинулся парой слов, например, с нардепом Новинским, а уж если, например, министру культуры Ткаченко по старой памяти позвонит г-н Коломойский, то Александру Владиславовичу не простую докладную - целый трагический рассказ премьеру Шмыгалю придётся писать.
По обыкновению закон, предлагаемый президентом и его окружением, направлен против всего плохого и ратует за всё хорошее. Утверждается, что он «определяет правовые и организационные основы функционирования системы предотвращения чрезмерного воздействия лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)». Довольно спорная и обтекаемая формулировка, вы не находите?
Ещё интереснее сказано о целях всего этого законодательного шедевра: «Целью настоящего Закона является преодоление конфликта интересов, вызванного слиянием политики, медиа и крупного бизнеса, обеспечение национальной безопасности Украины в экономической, политической и информационной сферах, защиты демократии, обеспечение государственного суверенитета и избежание случаев манипулирования сознанием граждан умышленно искаженной информацией для получения доступа к ресурсам, принадлежащим на праве собственности украинскому народу«.
Пассаж о «праве собственности украинского народа» на различные ресурсы лично меня особенно порадовал. Думаю, что понравится и народу Украины, который ежемесячно достаёт из своих кошельков немалые денежки на эти самые ресурсы. При этом, кристально ясно, что как раз в этом смысле с принятием законопроекта решительно ничего не изменится: никто «возвращать людям национальные богатства» даже и не собирается.
А вот печальнее с ценами для населения как раз вполне может получиться: суть законопроекта однозначно сводится к переделу активов, а это всегда чревато, знаете ли.
Почему этот закон не нужен, вреден и опасен
Отвечаю сразу по пунктам:
1. Не нужен потому, что в законах Украины вполне достаточно уже действующих норм и статей, которые позволяют вполне успешно бороться с ненормальным влиянием олигархов на политическую систему и общество - была бы политическая воля к их применению. Вспомнить хоть те же 20 (!) уголовных дел против экс-президента Порошенко, которые никак не сдвинутся с места вот уже третий год.
2. Вреден потому, что в законопроекте роль судебной системы (одного из краеугольных камней цивилизованного государства) сведена до минимума, если не до нуля. А ещё потому, что позволяет легко манипулировать теми самыми олигархами, поскольку в традиции «своим - всё, врагам - закон» любой олигарх понимает, насколько важно быть и оставаться «своим». Ну, а взносы за это право, очевидно, будут серьёзно возрастать.
И, самое главное: при всех мудрствованиях и регламентах проекта, знающие люди убеждены, что обойти его с помощью давно известных и понятных схем будет не так уж и сложно - зато обществу в очередной раз скормят красивую сказку о перемоге.
3. Опасен законопроект Зеленского именно тем, с чего я начал эту статью: с установления таким образом основ личной диктатуры Владимира Александровича. Никто не спорит: нужно бороться и с олигархами, и с чужеземным влиянием, и с негативными тенденциями в экономике - но когда это происходит по личной воле пусть даже самого высокого должностного лица страны - это вызывает огромные опасения.
И попытки размыть ответственность президента с помощью СНБО могут произвести впечатление скорее комическое: у Сталина, например, был очень похожий ЦК ВКП(б), но кто сейчас, кроме историков, об этом помнит?
Есть и ещё один немаловажный фактор: если следовать букве законопроекта, то, будучи принятым, он запретит отечественному крупному капиталу участие в приватизации госпредприятий. Догадываемся, кто тогда сможет за бесценок скупить их оптом? Правильно, такие же олигархи, только заграничные. И, кстати - хорошая идея для олигархов отечественных: задуматься о смене гражданства, не правда ли?
Давно известно, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Судя по всему, эту простую истину в президентском окружении давно и намеренно игнорируют, подсовывая г-ну Зеленскому «простые решения» на блюдечке с голубой каёмочкой именно там, где простые решения никогда не сработают.
Так было и с Конституционным судом, и с введением санкций, и пока не очень понятно, насколько далеко заведёт нашего президента эта скользкая дорожка.
Легко начать с законопроекта о нелюбимых народом олигархах. Затем продолжить законом о, например, почти столь же нелюбимых руководителях крупного бизнеса.
Потом позаботиться о специальном законе про живоглотов-застройщиков. Плавно перейти к негодяям - банкирам и кредитным союзам, а уж дальше не будет преград вплоть до закона о дворниках и рыночных торговках.
Главное - не забывать при этом повторять красивые мантры про демократию и евроатлантические устремления, что бы в таком контексте эти слова ни значили.
Далеко не факт, что законопроект доберётся-таки до принятия его нардепами. При вполне понятной заинтересованности какого-нибудь полумаргинального «Голоса» трудно себе представить, что голоса давно контролируемых теми самыми олигархами нардепов легко и свободно перейдут в пользу президентской инициативы. Однако сам факт подачи такого документа на рассмотрение Парламента свидетельствует о весьма небезопасных процессах, творящихся нынче на Банковой.
"Закон против олигархов: беззаконие утвердят в специальном законе"

Андрей Гриценко

Редакция Klymenko Time может не разделять оценки авторов, размещенных в рубрике «Мнения». Даже собственного главреда.

Прогнозы, Внесудебные формы, Законопроекты, Общество, Манипуляции сознанием, Олигархи, Зеленский Вдадимир

Previous post Next post
Up