Пока Кабмин ищет деньги по всему миру, украинские госпредприятия не могут использовать для развития даже собственные миллиарды.
В Минэкономики готовится новая система финансового планирования для госпредприятий. Ожидается, что она начнет действовать с 2016 года. Пока же не работает даже нынешний громоздкий и неэффективный механизм.
Причем такого бардака как при правительствах Яценюка не было никогда. Кабмин утверждает финпланы субъектов естественных монополий, предприятий, плановый расчетный объем чистой прибыли которых превышает 50 млн грн, а также органом управления которых является КМУ. На конец 2014 года из 25 таких финпланов было утверждено только 14. При этом финплан ПАО “Одесский припортовый завод” были утвержден только 19 ноября, ГП “Администрация морских портов Украины” - 12 ноября, “Укрэнерго” - 1 октября. А два крупнейших морских госпорта - Южный и Мариупольский - вообще впервые в своей истории проработали 2014 год без финплана.
На 2015-й подано только 5 проектов финпланов, хотя по процедуре все должны были быть поданы еще до 1 июля и утверждены до 1 сентября 2014 года (для предприятий электроэнергетики до 31 декабря). А утвержден пока только один - “Турбоатома”.
26 декабря Арсений Яценюк подписал в связи с этим грозное поручение, в котором потребовал подать на утверждение все необходимые проекты до 1 февраля и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности.
Но, в частности, по предприятиям транспортного сектора ничего не изменилось. Мало того, что подобное планирование является анахронизмом, так оно еще и создает возможности для коррупции на этапе согласования проектов в Минфине и Минэкономики.
Подобные проблемы были и при “папередниках”, но сегодня это уже похоже на системное блокирование работы ведущих госпредприятий, которые без финплана не могут осуществлять полноценную хозяйственную деятельность.
Как это происходит покажем на примере ГП “Администрация морских портов Украины”. Без финплана предприятие не имеет права производить любые виды капитальных ремонтов, реконструкцию, новое строительство и даже проектирование.
А также:
- приобретать и обновлять основные фонды;
- производить большую часть судоремонтных работ;
- производить разработку землеустроительной и другой документации, которая упорядочивает режим пользования имущества в портах;
- производить списание устаревшего имущества;
- заниматься маркетинговой, представительской деятельностью;
- осуществлять расходы на консалтинговые, информационные услуги, многие виды страхования и многое другое.
Основные доходы АМПУ формируются за счет целевых портовых сборов. Тратить эти средства не по целевому назначению запрещено. Бюджетного финансирование предприятие не получает.
В прошлом году АМПУ планировало направить на развитие около 1 млрд грн, но финплан был утвержден только в ноябре и удалось освоить лишь 3% из этих средств. То есть деньги были, их можно было направить на модернизацию, дноуглубление, обеспечить работой тысячи человек в подрядных организациях. Это могла быть реальная инвестиция в экономику в сумме миллиард гривен, но она не состоялась. Деньги просто оставались на счетах, но их нельзя было почти весь год тратить, кроме как на фонд оплаты труда. Ситуация странная особенно на фоне попыток заимствования средств за рубежом.
Есть и другой аспект - АМПУ должно обеспечивать безопасную эксплуатацию объектов портовой инфраструктуры. Со всеми вытекающими последствиями.
Но начался 2015 год, утвержденного финплана нет, и все работы остановились.
Более детально понять как неэффективно работает система можно на примере Ильичевского порта (филиал АМПУ). В прошлом году финансовые возможности позволяли направить на развитие около 200 млн грн. Существующая система финансового “планирования” позволила предусмотреть на эти цели 24,3 млн грн, а реально было освоено только 5,4 млн грн.
При этом в Ильичевске еще несколько лет назад была завершена подготовка к реализации нескольких проектов. Это реконструкция подходного морского канала глубиной до 16 м и акватории - до 15 м, реконструкция пяти причалов (№1,2,7,8,9) на сумму 400 млн грн. Порт может самостоятельно обеспечить финансирование и реализовать проекты за два года.
И подобное происходит во всех портах и, очевидно, во всем госсекторе экономики.
Очевидно, что систему управления госактивами менять нужно. Но необязательно ждать целый год покуда Минэкономики разработает новую процедуру. Пока же в части “грозных поручений” Арсений Петрович не слишком отличается от Николая Яныча.
Хотя даже сейчас можно в значительной мере решить эту проблему. Просто вернуть полномочия по утверждению финпланов профильным министерствам. Заодно появится железный повод для сокращения кучи чиновников в Минфине и Минэкономики.
Автор Александр АРБУЗОВ
Источник