Оригинал взят у
moryakukrainy в
День карьеры, или кто чего стоит - Так… курсант Попов, Владимир Алексеевич, - приподнимает очки Михаил Миюсов, ректор Одесской национальной морской академии. - Практику проходили в компании «Alpha Navigation»…
- Так точно!
- На должности?
- Третий помощник.
- Зарплата?
- Три двести без бонусов! - без промедления выдает курсант Попов.
- Что, еще и бонусы были? - подшучивает ректор.
- Так точно! - невозмутимо чеканит кадет.
Ежегодная ярмарка вакансий состоялась 21 января. Полтора десятка рекрутинговых компаний оценивали, кто из 430 выпускников чего стоит.
- Товарищ ректор, курсант на распределение на работу прибыл! - отчеканивают один за другим входящие в зал ученого совета курсанты. Все они - выпускники 6-го курса факультетов автоматики, электромеханики, радиоэлектроники, судомеханического и факультета судовождения на морских и внутренних водных путях.
Кто-то уже определился и с крюингом и с судовладельцем, кто-то, после неудачной практики, в поисках лучшего. Таким Михаил Валентинович рекомендует обратиться к начальнику отдела практики и трудоустройства в академии.
- Если не будет получаться самостоятельно решить вопрос - обращайтесь, постараемся оказать содействие, - обещает очередному неопределившемуся кадету.
Кто чего стоит
Приземистый темноволосый курсант в форме с иголочки уточняет компанию кадетской практики. Уже «сделал» два контракта, докладывает, в том числе третьим помощником.
- Успеваемость 3.0… - Михаил Валентинович смотрит на документы, - это ваш бал или ошибка?
- Наверное «третий помощник», - не растерялся курсант. Смех разрядил сухую атмосферу - серьезным директорам крюингов шутка понравилась.
- Вы, видимо, еще не все сдали, - уточняет ректор, - в море были?
- Да. Сейчас досдаю.
- Успехов, - напутствует ректор.
- Так… Николай Владимирович… Компания «Systemar Ltd»… - Михаил Миюсов внимательно изучает документы очередного кадета. - Что за компания?
- Украинский судовладелец, - уточняет курсант.
- Да? - оживился ректор. С отечественными судовладельцами сегодня не густо.
- Если не ошибаюсь, суда принадлежат владельцу «Имексбанка», - докладывает курсант.
- Это что-то новенькое…, - удивляется Михаил Миюсов и полушутя добавляет
. - А у меня там депозит не отдают.
- Да у меня тоже, - серьезно вздыхает кадет, вызвав бурю смеха в зале.
В академии оказалась случайно
Одесситка Екатерина Бабченко, курсант 6-го курса ОНМА, магистр ф-та морского судовождения, честно признается - вначале совсем не думала о море.
Катя из сухопутной семьи, только дедушка - инженер - когда-то на «пассажирах» обслуживал холодильные установки.
- В академию поступила… случайно, - признается Катя, - но верю, что это судьба.
Все началось с приятельницы, которая так мечтала об академии, романтике моря, что Кате самой захотелось в морячки.
Правда, откровенничает, мама, вначале запереживала, но Катя ее успокаивала - замуж выйдет, обязательно.
За 6 лет учебы и несколько рейсов плавпрактики в выборе на разочаровалась.
Подающую надежды курсантку Екатерину Бабченко во время учебы заприметила рекрутинговая компания «Ви шипс». От этого крюинга Катя два рейса отходила кадетом. Собирается сотрудничать с ними и дальше, дорасти до офицера.
- И, возможно, стать даже капитаном, - мило улыбается.
Плавценз Катя отработала на балкерах. Перевозили уголь, цемент, зерно.
- Сложнее всего перевозить цемент, - делится опытом, - он настолько сильно пристает, от него тяжело отмыться. К тому же это пылящий груз, им очень тяжело дышать. На вахте приходится постоянно надевать респиратор.
Самое страшное в море, по мнению Кати, это когда ты уверен в себе, но не можешь быть уверен в экипаже судов, что вокруг.
- Был случай, - вспоминает кадет Бабченко, - мы шли в Сингапурском проливе и одно из суден шло на пересечение нашего курса. По правилам оно должно было отвернуть. Мы заблаговременно вызвали его уведомили. Нам ответили: «Да, хорошо», но в итоге продолжали идти тем же курсом. Нам пришлось пойти на сложнейшую циркуляцию - мы чудом избежали столкновения.
За время практики Катя усвоила главные требования современной морской профессии.
- Работоспособность, - перечисляет, - умение быстро реагировать на ситуацию, быть на «ты» с автоматикой и техническими средствами.
А еще важно быть общительной.
- Часто люди приходят в экипаж, но не могут найти с другими моряками взаимопонимания. А ведь экипаж - это как один орган. Из-за этого возникают проблемы, это отражается на работе.
Кате с экипажами повезло - все оказались соотечественниками. Любили подшутить над новичками.
- Как-то к нам на мостик прислали механического кадета с заданием принести ведро девиации, - смеется Катя.
У каждого моряка свои «тараканы»
Но не во всех экипажах такое взаимопонимание.
- У меня был смешанный экипаж, - вспоминает первую практику Владислав Дольченко, курсант 6-го курса ОНМА, магистр ф-та морского судовождения: - филиппинцы, украинцы, грек - капитан и болгарин - боцман.
На судне приходилось общаться на английском с филлипинским диалектом, шутит Владислав. Произношение английского языка филиппинцами очень отличается от того, как разговаривают европейцы. Те очень коверкают слова.
Приходись использовать язык жестов - показывать, что есть что, узнавать, как это выговаривает филиппинец и в следующий раз говорить так же, как он. Только так филиппинцы понимали, чего от них хотят.
Кроме всего прочего еще приходилось учитывать и традиции моряков других национальностей.
- У греков есть зона личного пространства вокруг человека - 50 см, не меньше. У нас, к примеру, нормально - подать руку, поздороваться. У греков же это непринято, только если он первый это не сделает, - приводит пример.
Однажды, говорит, возник большой скандал, когда старпом случайно дотронулся до грека. Того это до такой степени вывело из себя, что он начал кричать.
Владислав профессию моряка выбирал осознанно. Сначала «проанализировал», как он выразился, весь рынок труда и пришел к заключению, что:
- Рынок морского труда наиболее высокооплачиваемый. Тут действительно можно получать достойную заработную плату честным путем.
Практику проходил в компании «Vita Maritime». На танкере перевозили нефть, бензол.
- Атмосфера на судне зависит от капитана, - Владислав возвращается к нашему разговору о личном пространстве грека-капитана. - Если капитан - авторитарная личность - на мостике уже не будет шуток и розыгрышей. И перед тем, как что-то сказать или спросить, надо хорошенько подумать и возможно лучше спросить у старпома.
На ступеньку выше
- В ближайшее время собираемся запустить новое судно, - Руслан Бундюк, директор «MSC Crewing Services LLC», рассказывает о планах компании на весну. - Это будет пассажирский паром на 2800 пассажиров с тремя автопалубами для автомобилей. Экипаж - порядка 260 человек.
Планируется линия по Средиземке:
- Два-три порта - как трамвай.
Всего же, попутно отмечает директор, в собственности головного офиса компании (о. Кипр) 140 судов. 60 из них в управлении украинской «MSC Crewing Services LLC».
- Каковы шансы попасть на паром у украинских моряков?
- Как минимум - все офицеры, как максимум - и обслуживающий персонал.
За минувший, 2014-ый, год, добавляет, в компании проработало 2700 украинских моряков, как командного состава так и рядовых.
- В этом году мы планируем получить в наш офис порядка 15 судов, из них - 8 новостроев на 9 тыс ТЕU. Соответственно, увеличится потребность и в качественном экипаже, цифра возрастет с 2700 до 3000 тысяч рекрутов, - прогнозирует Руслан Бундюк.
- Чем отличается наш моряк, плюсы и минусы, так сказать?
- Положительные: профессионализм, выносливость, хорошая адаптация к морю, желание работать в смешанных экипажах. Негативные: любовь к рюмке и… любовь к демагогии. Филиппинцы, например, на распоряжение старшего командира говорят: «Есть, сэр» и идут делать, наши же вступают в получасовую дискуссию: «А зачем, а почему я, а давайте по-другому…»
На ярмарке вакансии компания планирует неплохой «улов».
- Порядка 50 курсантов, которые получат офицерские должности, - уточняет Руслан Анатольевич.
Ежегодно, отмечает, компания берет на работу порядка 10 процентов выпускников морских учебных заведений. Кроме того, уже 6 лет работает кадетская программа. Ежегодно на судах «MSC» практикуется 250 курсантов.
- Дайте совет тем, кто собирается поступать в академию.
- Учить английский, хорошо учиться. Это два основных фактора, которые откроют перед будущими моряками все двери любой компании, любого судовладельца.
- И еще вопрос: отношение к ратификации Сводной конвенции МОТ-2006?
- Прекрасно отношусь. Большинство крупных игроков на рынке Конвенцию уже выполняют. Им не составит труда получить сертификат на соответствие.
- Как Сводная конвенция повлияет на селекцию посредников в морском трудоустройстве?
- С рынка уйдут неблагонадежные компании, которые не совсем честно работают. Компания должна получать вознаграждение от судовладельца, но никак не с моряка. Такие агентства должны будут пересмотреть свои условия нахождения на рынке.
Сегодня, подытожил Руслан Бундюк, Украина находится на пятом месте по поставке офицерского состава на мировой рынок труда. Но есть все реальные шансы стать на ступеньку выше.
Фотоальбом выложен здесьЛариса Ерошкина, Анатолий Венгрук
«Моряк Украины» № 3 от 28 января