Ладьи истории нашей

Dec 26, 2014 14:03

Оригинал взят у moryakukrainy в Ладьи истории нашей


«Моряк Украины» уже рассказывал о ладье «Анна Ярославна», воссозданной  Центром исследований истории мореплавания.
Реплика древнего судна Киевской Руси представляла Одессу и Украину два года назад во французском Бресте на морском фестивале. Именно с таких судов начиналась история малого флота нашей страны, считает Игорь Мельник, руководитель Центра.


Любопытно, что названия лодок имеют мировое хождение и лавируют в истории, обозначая разные типы и функциональные назначения. Так исчезнут ли пришедшие через века все эти ладьи, баркасы, ялы и фелюги с исчезающим рыбацким флотом или история успеет пересадить названия на новый флот прибрежного плавания из пластика и дюраля?
Ладья превратилась в лодку

Встречаемся с Игорем Мельником в атмосфере моделей лодок, кораблей, фрегатов, которые несут паруса через толщу времен. На счету Центра исследований истории мореплавания воссоздание нескольких типов древних судов, на которых наши предки бороздили реки и моря, ловили рыбу и перемещались в поисках лучшей жизни.



- Занимаясь реконструкцией судов, я столкнулся с интересным явлением, - говорит Игорь Мельник, доктор исторических наук, неутомимый путешественник-мореход, - перекочевыванием названий судов из разных регионов мира в наш - Черноморский. Одно название вмещает в себя различные виды судов, которые адаптировались к деятельности человека.
Так в древности ладья (лодья) у славянских народов представляла собой парусно-гребное судно для реки и моря. У венедов logja, полабских словяней - lida, в Чехии - lodia, Польше - lodzia. Название происходит от слова ладить, (строить судно). Со временем оно трансформировалось в слово «лодка». Название вместе с лодкой спустилось с севера по Днепру вместе с викингами. Их сорокаметровые ладьи - дракккары, в условиях рек Киевской Руси были неудобны в использовании. И выродились до 25 метров длиной и 5 метров шириной. Именно на них совершались походы на Византию. Ладьи также использовались в Болгарии, их знали и печенеги.

Лодки Руси имели более мощную конструкцию, чем драккары, так как нередко их были вынуждены тащить волоком по мелководью и перекатам. Если в основании драккара лежал тесанный киль, то в основание ладьи клали целый долбленный ствол древесины, который даже при сильных ударах о камни сохранял всю конструкцию в целостности. С теми же целями клинкерная обшивка драккара превратилась в гладкую. Клинкерная - более гибкая и хороша в условиях северных морей, когда корабль играет на волне, изгибаясь всем корпусом под давлением волн. Но при ударах о камни такая конструкция была более уязвима, так как внутри корпус связан слабыми связями, составными шпангоутами, которые подгонялись уже после того, как обшивка была готова.

Увидев славянские насады - суда на одном цельном дереве с насаженными бортами - викинги восприняли более крепкую технологию, сохранить удобную форму носа и кормы драккаров. На таких усовершенствованных ладьях викинги ходили не только по рекам, Черному морю, но и далее в Средиземноморье.  Киевский князь Олег на ладьях осуществил успешные  походы на Царь-град, обложив греков данью. Флотилия  кораблей формировалась в Цареградском гирле - месте слияния Днестровского лимана с Черным морем.

Еще по теме:


Ладья «Анна Ярославна» покорила фестивальный Брест

Мастер лодочных дел

Именно такую ладью «Анна Ярославна» построили энтузиасты Центра исследований мореплавания  Игоря Мельника и представили на морском Фестивале во Франции. Скульптуру Анны Ярославны вырезал Игорь Ивченко из тополя, как более мягкого дерева. А саму лодку построили из акации, дуба, елки и сосны. Мастерили ее полтора года. Сначала делали киль на гидробиостанции Одесского университета, которой руководит ученый Олег Ковтун.


А уникальный мастер Андрей Федорович Соболенко в Рени, на Дунае, сделал корпус. Ведь, кто как не он судостроитель-липованин, хранитель славянских традиций, знает, какой должна быть ладья. Прадед его был капитаном. Дед и отец рыбаками.

По теме: Древнерусская ладья из Одессы готовится к походу по Европе


- Я с малых лет работал столяром. И так начал строить лодки, - говорит Андрей Федорович. - Ладью строил впервые. Она сродни каюку, такая же острая. Не то, что плоскодонка шаланда. По счету это была моя 93-я лодка. Для нее закупал в Одессе дуб, сосну и елку. На лодку пошло примерно кубов 9 леса в кругляке. После постройки лодку обычно затапливают на 2-3 дня. Потом моют, высушивают. И все, плыви. Раньше делал по 10 лодок в год. Сейчас 2-3.

На счету у Андрея Федоровича постройка более 100 лодок. В его мастерской стоит уже готовая шаланда.
- Эти лодки нам известны с детства, - рассуждает Игорь Мельник, напевая всем знакомую песню, - «Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя привозил». Название ее французского происхождения.

Шаландами  во Франции называли баржи для разгрузки больших кораблей на рейде. Они достигали 30 метров длиной. Также шаланды работали для перегрузки грунта там, где действовали земснаряды. У судов такого типа было открывающееся днище и двойной корпус. Последние 20 огромных металлических шаланд для перевозки грунта были построены в Румынии в 70-80-ые годы 20-го столетия, когда Румыния пробивала канал в Черное море от города Черноводы до Констанцы и расширяла свои Дунайские русла. По  этому каналу мы прошли на челне «Одиссей». Время показало, что канал себя не оправдал.
Получилось неглубокое русло, по которому большие суда не могут пройти. А малые его не окупают

По теме: Игорь Мельник: Мы возвращаем Одессе ее историю судоходства
В нашем регионе имя шаланда превратилось в  плоскодонную парусную рыболовецкую лодку. Причем разных размерений. В песне про Костю рыбака говорится про большие шаланды до 12-14 метров длиной, на которых он сразу привозил 5-6 тонн кефали. Самые маленькие шаланды были длиной всего 4 метра. Они предназначались для одного человека. Такого типа лодочки на Дунае называли однопырки. Шаланда в носу имела плоское днище. Такая конструкция обусловлена тем, что на черноморском побережье есть коса. В Лузановке мы входим в воду, сначала нам глубоко. Потом становится мельче. Поэтому на лодке с моря сначала нужно проскочить косу, а потом также выскочить на берег. Шаланда с плоским днищем может стоять частично в воде, частично на песке долгое время. И ее не перевернет в отличие от килеватых лодок.

Кстати такие же суда с плоским днищем без палубы длиной 14-20 метров в Греции назывались хелондион. Это были рыбацкие лодки для рыбной ловли. Очевидно в наш регион название шаланда пришло не из Франции, а из Греции, вместе с ее переселенцами более 200 лет назад.



Коллектив судоплотницкого цеха села Ивановка Очаковского района
Инна Ищук, Анатолий Венгрук
(Продолжение следует)

Дунай, История, Судостороение

Previous post Next post
Up