Ночь музеев

May 17, 2009 21:55

Поучаствовали вчера в международном мероприятии - надо же, в конце концов, посмотреть своими глазами как в отечественной культуре международные тренды перевариваются. Посмотрели - ничего так перевариваются. Если вспомнить свидетельства очевидцев всего лишь двухгодичной давности, то - просто небо и земля. Т.е. ночь кипела, бурлила, плевалась и отчаянно клаксонила в пробках. Культурой и не пахло. Меня не покидало ощущение, что я сдуру оказался на праздновании внеочередной победы "Зенита" или, того хуже, на каком-нибудь пивном фестивале. Впрочем, наверное, я предвзят и несправедлив. Ведь все эти люди собрались именно на "Ночь музеев", другого ведь повода не было. А что вести себя не умеют соответственно поводу, ну что ж... Когда-нибудь научатся, Бог даст...

Начали мы с дворца княгини Дашковой, что на проспекте Стачек. С 1975 года дворец используется как Дворец бракосочетаний Кировского района. В народе известен под названием "Подкова" из-за характерной формы здания с углублённым центральным корпусом, соединённым галереями с двумя симметричными боковыми флигелями, выходящими на красную линию проспекта.

При Дашковой имение называлось Кирьяново в честь святых Кира и Иоанна. В день этих двух святых, 28 июня 1762 г. произошёл дворцовый переворот, в результате которого Екатерина свергла с трона своего супруга - императора Петра III. Ближайшей её соратницей была 19-летняя Дашкова.

Первый деревянный дворец (центральный корпус с четырьмя флигелями) был построен в 60-х годах XVIII-го века. Во время наводнения 1777 года имение сильно пострадало. Впоследствии дворец был перестроен в камне, по некоторым сведениям, с участием архитектора Джакомо Кваренги. Известно, впрочем, что Дашкова сама принимала активнейшее участие в проектировании дворца, чем очень гордилась.

Наш первый выбор оказался самым удачным, что показали дальнейшие попытки приобщиться к ночной музейной культуре. Мероприятие началось в 21:00, без опоздания, что похвально. Сначала выступила не представившаяся официальная дама, потом певец Фёдоров спел про любовь к родному городу, потом придворные дамы исполнили что-то вроде менуэта под Моцарта и стали запускать в музей. Объявила об этом сама "княгиня", которую мы щёлкнули на пути к дворцу.





Экспозиция состояла из двух частей: краеведческого музея "Нарвская застава" и самого дворца бракосочетания. В музее нам понравилось. Располагается он в правом флигеле и правой же галерее дворца. Музей молодой, ему всего два года. Очень любительский пока, места и средств мало, но много энтузиазма. Все сотрудницы были в костюмах эпох, про которые рассказывали, говорили увлечённо, волновались.

Вот несколько фотографий из краеведческого музея.

На входе зрителя встречает витрина с живностью, рыскающей в местных лесах.





Кто скажет, что это не настоящий волк? Заяц, похоже, тоже хищник - посмотрите на лапы... Далее последовал рассказ о финно-угорских народах, издревле населявших эти земли - инграх, води, ижоре...





Потом был рассказ про век XVIII-й, княгиню Дашкову, императрицу Екатерину Великую, Дидро и пр.






Слева направо: экскурсовод, орден Св. Екатерины, портрет княгини Дашковой. Затем нам рассказали об увеселительных заведениях на Петергофской дороге, о цыганах и балерине Матильде Кшесинской, имение которой находилось неподалёку:


 
 


Потом мы вернулись во дворец, где нас снова встретила княгиня, рассказавшая о своей жизни, о трудах на посту Президента Российской Академии Наук, о комплиментах, полученных от Дидро и о собственных музыкальных достижениях. В подтверждение чего самодеятельный женский хор из ДК Газа спел нам песню на английском языке, сочинённую Дашковой на стихи одного английского поэта (фамилию запамятовал).





На мой взгляд, работники районного музея "Нарвская застава" очень серьёзно отнеслись к международной акции. Неформально и неравнодушно, за что им большое спасибо. В музей, правда, пускали за деньги, но так, похоже, было везде.

Затем, согласно намеченному плану, мы отправились смотреть ледокол "Красин". И вот тут начались огорчения. Машины катились набережной как в хороший рабочий день, возле ледокола припарковаться было уже невозможно. Вдоль парапета стояла плотная очередь метров на двести. Прилагаю фото ледокола и Горного Института, напротив которого он пришвартован на вечную стоянку:





Потолкавшись немного, мы решили сделать ход конём - рвануть в музей почвоведения (одна наша знакомая рассказывала, что когда пришла туда в "Ночь музеев" года два назад, там была только старушка-смотрительница, которая была очень недовольна свалившейся как снег на голову единственной посетительницей). Но и у музея почвоведения был ажиотаж! Это в музей-то, который в мирное время посещает человек пять в неделю! Правда, оказавшись на Стрелке, мы были неожиданно вознаграждены замечательным фейерверком:





Не могу назвать посещение музея почвоведения прикосновением к прекрасному. Место это мне лично напоминает музей в Берлине, где Штирлиц по легенде должен был встречаться со своим агентом. Вернее, напоминало, когда я был здесь один-единственный раз в жизни, ещё в школьном возрасте. Но только не в эту ночь! По музею шлялись какие-то подростки с подругами, одновременно шли две экскурсии, в большом зале демонстрировалось видео об истощении почв...

Потрясённые увиденным, мы рванули в музей пожарной техники, что располагается в здании исторической пожарной части на Большом пр. В. О., в доме 73. Не тут-то было - аншлаг, толпа, малые дети из брандспойтов сбивают мячик, остальные карабкаются по раздвижным лестницам и пожарным машинам. В музей - плотная, молчаливая очередь... Да, надобно тут же отметить, что по дороге со стрелки В. О. мы проехали (какое "проехали" - проползли в отменной пробке!) по Кронверкской набережной, где наблюдались стихийные народные волнения гуляния, которые и на Новый Год-то не всегда увидишь...

Мы вернулись к "Красину" только для того, чтобы убедиться, что и тут ничего не изменилось. Шёл первый час ночи. Последняя попытка приобщиться к ночным музеям была сделана в музее семьи Рерихов, недалеко от "Красина", на 18-й линии. Мы уже почти вошли в музей, но тут заартачился я. Рассматривать архитектуру этого выдающегося памятника и вспоминать живопись любимого художника под дискотечно-развязную болтовню невесть зачем набившихся сюда парубков с дивчинами мне не хотелось. Я так и сказал жене, и она со мной согласилась. Тем более, что в обычные дневные часы этот музей пустует. Как, кстати, и ледокол...

art, Петербург

Previous post Next post
Up