Итак, разберем заданьице нашего, отнюдь НЕ такого уж и сложного
кейса.
Сразу же оговорюсь, что этот разбор задания сделан с точки зрения, философии, а также тактики и стратегии коммерческой разведки, ГДЕ
ГЛАВНЫМИ ЦЕЛЯМИ и объектами исследований - выступают
ВОВСЕ НЕ конкуренты - НО непосредственно ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ бизнеса компании.
Итак, некоторые промежуточные итоги:
- Систему коммерческой разведки компании интересуют ТЕ и тоКмо ТЕ конкуренты, которые способны тем или иным образом повлиять на возможности достижения/реализации компанией - стоящих перед ней собственных ЦЕЛЕЙ бизнеса.
Прочими конкурентами можно и пренебречь, разработав, предварительно разведпризнаки/индикаторы, свидетельствующие, по определенным параметрам, о вхождении того или иного нового конкурента в группу рисков, способных повлиять на возможности достижения целей бизнеса компании.
- Из всех рыночных показателей по данным объектам разведывательной разработки - по сути, существует только ТРИ основных блока знаний о конкурентах, позволяющих успешно решать практически ВСЕ задачи в рамках информационного обеспечения по этой группе объектов разведывательного интереса:
- Во-первых, это СЕБЕСТОИМОСТЬ продукта/услуги конкурента.
- Во-вторых, это ТЕХНОЛОГИИ, которые использует и/или разрабатывает конкурент.
- В-третьих, это НАМЕРНИЯ и ПЛАНЫ конкурента в бизнесе.
Не повторяясь в целом о методах (
дистантного и безопасного) получения таких сведений), лишь осмелюсь напомнить, что:
- Практически всегда имеется возможность самостоятельно рассчитать СЕБЕСТОИМОСТЬ продукта/услуги конкурента, используя метод переводных коэффициентов (и в подавляющем большинстве случаев это будет весьма ТОЧНАЯ информация с минимальными ошибками)…
- Представление об используемых ТЕХНОЛОГИЯХ - как праило, способен предоставить инженерный анализ, вкупе с рекламными материалами, и также знание организации, построения и состава технологических цепочек создания конкурентного продукта (включая знание особенностей продукции поставщиков технологического оборудования - что, опять-таки можно узнать из рекламных материалов и ТТХ продаваемого ими оборудования).
- ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ и НАМЕРЕНИЯ конкурентов - Вам покажет их непосредственная рыночная и деловая активность, ибо, планы на бумаге (или в устной декларации) могут остаться только планами - НО ТОЛЬКО реальные действия/деятельность (вложение средств, производство работ, открытие вакансий и т.п.) могут достоверно свидетельствовать о реализации планов, способных фактически повлиять на успех и эффективность деятельности УЖЕ вашей компании…
Не сбрасывайте со счетов и некоторые «поведенческие» особенности вашего объекта разработки (конкурента), ведь компанией управляют живые люди (ЛПР), а следовательно… и весьма часто, они действуют по некоторым устоявшимся (для них) алгоритмам и стереотипам поведения (о чем можно узнать «подняв» информацию ретроспективного характера), что, опять-таки, до некоторой степени способно повысить достоверность разведывательных прогнозов…
И заключительное, пожалуй…
Система коммерческой разведки действительно способна добывать искомые данные, используя различные методы их получения (в том числе, аналитические методы) - ДИСТАНТНО, безопасно и абсолютно НЕ попадая в поле зрения систем служб безопасности объектов разведывательного интереса - ЕСЛИ, речь идет о товарах/услугах официально продающихся/реализуемых на легальных рынках сбыта.
Посему, если перед вами поставлена задача получения информации по конкурентному окружению… и вам кажется что получить ее можно ТОЛЬКО вступив в непосредственный контакт с конкурентом - вероятнее всего вы - ОШИБАЕТЕСЬ!!!
Поработав над
этим кейсом вы определили немало эффективных методов получения сведений, позволяющих получить доступ к искомым данным и НЕ тревожа внимание СБ объекта разработки…
Коммерческая разведка работает именно ТАК - ВНЕ периметров и территорий обслуживания СБ… вот почему реально противостоять изучению открытого/легального бизнеса любой компании (включая и вашу собственную) - практически - НЕВОЗМОЖНО!!! …конечно… при условии наличия у исследующей стороны специальной структуры такого изучения…