Этот "музобоз" начну издалека, ибо вы прочувствовали всю нить моих восхищений и начало становления вкусового музыкального приоритета на долгие годы, который впрочем продолжается и сейчас... Текста реально дохера, печаталось с перерывами несколько недель, поэтому "неосиливающие" - даже не пытайтесь осилить)...
--------------------
В начале 92-го года по ЦТ начали показывать только что вышедший (ещё) советский 3-х серийный детектив
"Привал странников"... В ролях: Юрий Соломин, Сергей Проханов, Анатолий Равикович и прочие - мне на тот момент малознакомые актёры, но фильм получился забористым и первая серия прошла на-Ура!... На другой день, в то же время показывали следующую серию, но по каким-то причинам мы куда-то c семьёй уезжали... Чтобы не пропустить трэшовый свежачок, батя мой зарядил на таймер видеомагнитофон, который в нужный момент должен был нам эту серию записать... Видак со своей функцией справился на отлично, и мы заценили благополучно эту пропущенную серию, но поскольку после фильма до конца видеокассеты продолжали записываться и другие телепередачи, я решил посмотреть заодно и их... Именно тогда я увидел в первый раз мульт про
"Гостью" , по окончании которого начиналась музыкальная передача "Рок-Макс"... А в ней же - были нарезки с какого-то концерта прошедшего в Англии 30 июня 1990 года, где выступали многие звёзды, такие как: Пол МакКартни, Элтон Джон, Марк Кнопфлер, Роберт Плант, Джимми Пейдж, Фил Коллинз, Клифф Ричард... И первое что я увидел - это выступление незнакомой мне
группы - Genesis, с композицией "That's All" из альбома под одноименным названием "Genesis" 1983 года...
Вот на ю-тубе я даже нашёл вырезку с той древней программы, именно в таком виде - со всеми логотипами, как было у меня на VHS 20 лет назад):
Click to view
Я уже тогда понимал, что это был - Фил Коллинз, но почему он выступал под вывеской Genesis, для меня в то время несведущего - было загадкой... Интернетов в помине не было, M-TV у нас не транслировалось, и по большому счёту вырвать хоть какую-то информацию о чём-то интересном, было совершенно неоткуда... После пары песен Коллинза в передаче ещё показали песню "Статусов" и начало Планта, после чего кассета закончилась и я остался в некоторых непонятках про увиденное и услышанное...
Через год всё на свои места расставил телеканал "2х2", который под вывеской радио "Европа+" начал выкладывать западные музыкальные клипы двухлетней свежести... Клипы, видимо у них были записаны тоже на видеокассете (может 2-х, 3-х), потому что шли всегда в одной и той же последовательности друг за другом, и изо дня в день постоянно повторялись... Таким образом телеканал разбавлял сетку вещания и заполнял паузы между своими передачами... Но с каким упоением я смотрел приходя со школы этих незнакомых Брайанов Адамсов, The Cure, R.E.M., ZZ-Top, Tears For Fears, ну и конечно же Genesis...
Именно насквозь прожжённый Эм-ти-вишный придурковатый клип с альбома "We can`t dance" 1991 года под названием "Jesus he knows me" положил начало моей симпатии к этой группе:
Click to view
А следующая в одном музыкальном блоке на канале, более серьёзная и жизненная "No son of mine" из того же альбома - перевела меня уже в разряд поверхностных фанов:
Click to view
С этих самых пор был записан в тот же разряд лёгкого фанатизма и посажен на музыку Дженезис - мой лучший друг, с которым мы уже собирали и фильтровали информацию об этом коллективе... Тогда появились и первые аудиокассеты... Был даже нами освоен хитрый подмен кассет у палаток, и этому способствовал один случай: как-то прогуливаясь по Таганской площади, мы с корефаном нашли на асфальте зажёваную (видимо в магнитоле машины) и выброшенную на проезжую часть аудиокассету... Чего добру пропадать?... Принесли домой, разобрали, поставили на место плёнку и услышали там не совсем горячо любимого на тот момент - Майкла Джексона... Кассета была в прозрачном корпусе с модными надписями "долби-систем" и прочими "стерео-войсами", в общем - была той самой "фирменной" польской кассетой, которые только начинали продаваться в палатках... Затем "жёваный Джексон" был взят с нами на прогулку до первого музыкального киоска, и под предлогом "дядь, а можно посмотреть?" - тут же нагло вложен в коробку вместо изымаемого нами нужного альбома Genesis... Ловкость рук - и никакого мошенничества)... Альбом назывался "Invisible Touch" 1986 года выпуска... И вот тогда прослушав его я вспомнил о том, что когда-то видел мультяшный клип на песню под названием "Land of confusion"... В клипе - музыканты осмеивали Рональда Рейгана, да и в целом - "холодную войну:
Click to view
Таким образом, тема с подменами нам настолько понравилась, что в ход шли уже все древние осыпающиеся и затёртые до дыр плёнки из семейных архивов с "Арабесками" и "Аквариумами", а также прочее попадающиеся под руку жёваное говно... Подменивались и собирались целые фонотеки разных групп... И так продолжалось ровно до тех пор, пока все освоенные в округе музыкальные киоски, уже напрочь отказывались "дать посмотреть" что-то в руки... Что же толкало нас на эти махинации?... - Да ничего!... Даже не столько ограниченность в собственных деньгах, сколько чисто - спортивный интерес и увлечение музыкой...
Тем временем лёгкий фанатизм к группе Genesis перерастал в настоящий и достойный уважения... Искалась любая информация касаемо группы, скупались польские музыкальные журналы BRAVO (без русского перевода) с постерами, приобретались видео с концертами, расписывались лифты и лестничные клетки в фирменном стиле... Рука и сейчас с точностью нацарапает ключами в тамбуре электрички подобную надпись, только добраться бы когда-нибудь до этого тамбура):
Вандальеро?... - Да, всякое бывало - отрицать не буду!...
Что касаемо группы - то её изучение шло обратной стороной с последних альбомов к более ранним... Стало известно, что Фил Коллинз не только прекрасный вокалист, но ещё и отличный барабанщик... И барабанил он в Genesis до тех пор, пока предыдущий вокалист Питер Гэбриел не ушёл из группы и Коллинзу не пришлось вдруг резко запеть... Хорошо отношусь к сольному творчеству Гэбриела, но могу сказать, что его уход помог открыть новую звезду... Впрочем, Коллинз начав петь, барабанить отнюдь не бросил и сейчас прекрасно справляется с этим... Вот к примеру его концертный дуэт 2008 года со вторым барабанщиком группы - Честером Томпсоном, в котором они играют барабанными палочками на барных стульях:
Drum Duet with Phil Collins e Chester Thompson (solo de bateria
Click to view
В то время все ходили и собирались большими тусовками и, конечно же у нас была тоже своя... Но надо сказать, что сторонников нашего с другом увлечения "какими-то пенсионерами" больше не было... Никто этого просто не понимал... Кто-то ещё плотно сидел на Цое и русскоязычном роке, кто-то начинал гранжировать с набирающей популярность "Нирваной", а кто-то из девушек просто довольствовался "Асей из Бани" (Ace of base) и прочими сладкими "Роксетами".... В эпоху Богдана Титомира и "Гражданской Обороны" - кто были такие Genesis?... "Не - не слышали!... Про Пинк Флойд - слышали, ибо родаки прутся, а Дженезис и Фил Коллинз - не..."
И вот послушав, кто-то говорил просто - "прикольно", кто-то говорил - "нудно"... Но вот все, даже противники нашего увлечения - услышав "Маму", говорили - "сильно" и "необычно"... Ещё бы: такое обращение к "маме" вряд ли кого-то оставит равнодушным... На песню с альбома 1983 года с одноимённым названием "Genesis" - есть официальный клип, но мне вот больше нравится запись с того самого концерта, который случайно записался у меня на видеомагнитофоне:
Click to view
Вообще, по настоящему "Маму" ( а вернее глубину звучания песни) я оценил спустя несколько лет, после того как мне отец отдал в безвозмездное пользование свой ФРГ-шный ELAC-овский усилитель-вертушку и напольные доработанные акустические колонки S-90... Видимо, этот чёрный день надолго запомнили и мои соседи... Поначалу они стучали по батареям и прибегали жаловаться, но чем громче они стучали и кричали, тем больше выкручивалась ручка "МАХ" - в положение "по часовой стрелке"... Особенно удачно, я думаю, их раздражали длинные композиции, которыми изобиловали Дженезис в начале 80-х... 8-ми, 9-ти и даже 13-ти, 15-ти минутные вещи - для них был не предел... Одно дело в течение 3-х минут выслушать какую-нибудь "Фаину-фай-на-ну", на которой, я может быть уже бы и успокоился, а другое дело - страдать от 15-ти минутной композиции с длинными электронными проигрышами, да и то не всем понятными... Одной из таких замечательных вещей, можно назвать песню "Home by the sea" из альбома того же 83-го года, которая поделена на две части... В первой, непосредственно идёт основная тема песни, а в part-e II - уже преобладает музыкальный проигрыш растягивающий песню на целых 11 с лишним минут... Понятное дело, что не все медийные форматы такое выдержат, поэтому в радио-эфир в основном проходит только part I...:
Click to view
Спустя некоторое время аудиокассеты сменились CD-дисками... Конечно же, это был прорыв и в качестве записи, и в удобности, и в возможности выбирать сразу необходимые трэки, а не прокручивать кассету... Да и по времени, музыкантам при записи альбомов можно было смело перешагивать ограниченные пресловутые 90 min общего звучания плёночного носителя, или же заморачиваться необходимостью выпуска двойного альбома...
С началом эры CD - многочисленные меломаны, двинулись на стихийный музыкальный рынок у ДК им "Горбунова" в Филёвском парке, который тут же обозвали по доброму -"Горбушкой"... Свой первый диск в конце 93-го года я купил именно там, и конечно же это был Коллинз... Правда купил я не диск Genesis, а его сольный альбом того же 93-го года "Both sides of the story", но тем не менее - начало нового движения было положено... Диски в большей массе своей, безусловно все были "левыми" в правовом понимании этого слова в отношении производителей и исполнителей, но надо сказать, по звучанию же были - отменного качества... Большинство из них были польского и болгарского производства, но именно болгарские копии - были самыми лучшими... Один из первых приобретённых в начале 90-х болгарских альбомов Genesis - "Invisible touch" 1986 года, до сих пор лежит на полке в гараже и не ржавеет (смешно, но болванки в бардачке машины 5-ти летней давности - сыпятся и ржавеют)... Считаю его одним из удачных номерных альбомов группы, и периодически беру прослушивать в дорогу, в том числе и из-за одноименной песни из него - "Invisible touch":
Click to view
Болгары, правда, не всегда делали все номерные альбомы исполнителей, и частенько создавали так называемые The best-ы, The hits-ы и прочие альбомы "лучших песен", которые даже не выходили в подлинниках на Западе, зато всегда продавались "на ура" на чёрном рынке и были массово востребованными... И если последние номерные альбомы Дженезис я приобрёл без особых проблем, то с более ранними пластинками - уже пришлось туговато... Помимо лоточников с "болгарами" по рынку шарились, так называемые - "менялы", которые обменивались, либо перепродавали фирменные лицензионные диски привезённые из-за бугра... В один прекрасный момент и я обратился к услугам этих менял, отчаявшись найти нужные мне альбомы у лоточников... За искомые альбомы Van Halen "Jump" и Genesis "Duke" мне пришлось выложить тогда 80$, что по тем безденежным временам было довольно-таки приличной суммой... Тем не менее, я стал обладателем первых "фирменных" дисков, о которых раньше и не мог даже мечтать... Ни тогда, ни сейчас - у меня не возникало сомнений в правильности этого решения, и наверное мало кто сейчас может похвастаться такими раритетами в фонотеке... Композиция из альбома "Duke" 1980 года - "Turn it on again"... Насквозь прожжённые 80-е вызывают только умиление:
Click to view
Довольно быстро эра компакт-дисков сменилась новым форматом... В конце 90-х появились диски МР3, на которых уже вмещались все альбомы группы за историю... Купить можно было уже сразу всю фонотеку, а не собирать всё по отдельности, и от этого мне кажется потерялся весь азарт собирания и поиска... Пазлы любят за то, что их нужно собирать, а не выкладывать в собранном виде сразу на стол...
Потом, массово появился интернет... Давно уже нет "горбушки" в том стихийном виде, в котором все меломаны её тогда полюбили: мёрзнущие в зиму и потеющие летом - люди со всего города и области ехали каждый за своей музыкой, за своей добычей... А что сейчас?... Нагуглил за пять секунд и сразу получил результат... Скачал-закачал... Всё!... Блин, но это уже как-то, совсем неинтересно...
Хотя, не смотря на всё это, плюсы такой доступности тоже очевидны... Без интернета, возможно такие вещи я бы никогда и нигде не увидел: клип на песню "Illegal Alien" из альбома "Genesis" 1983 года...
Click to view
В 2006 году я ходил на сольные выступления Коллинза в Москве в СК "Олимпийском"... В Москву он приезжал в первый раз... На вип-местах тогда видел и Кузьмина, и Преснякова, и Сюткина, других известных людей и политиков пришедших на концерт... И по набитым трибунам в зале было видно, что не я один испытываю к этому "пенсионеру" такую симпатию, а его концерт запомнился мне, как один из лучших (разве что U2, смогли только его переплюнуть - но то уже совсем другое)...
4 марта 2011 - Коллинз заявил о завершении музыкальной карьеры из-за частичной потери слуха... Что ж - скрещиваю пальцы, чтобы знатные лоры всей земли, помогли бы вернуть в строй легендарного деда, и он ещё ни раз порадовал бы поклонников своим творчеством...
Песня "Hold in my heart" из альбома 1991 года "We can`t dance":
Click to view