Один из самых крупных усадебных комплексов, расположенный в Торжокском районе Тверской области, уже который год гибнет и разоряется. ГРУЗИНЫ - пышное в прошлом поместье, переживает период полного упадка. Замысел пейзажного парка уже почти не читается, хитроумная гидросистема нарушена, входившие в неё пруды затянуло бурой тиной, помпезный дворец - в удручающем состоянии. Ещё немного, и всему придёт край: просто достаточно лишить усадьбу крыши, и хватит всего нескольких лет до безвозвратного разрушения, того немного, что ещё можно спасти. А спасения это место безусловно заслуживает, и не только по тому, что является памятником архитектуры, в котором когда-то гремели роскошные балы и устраивались званые приёмы. Но и тем, что место по праву считается - императорским. Дважды сворачивали в Грузины царские поезда: в роскошной усадьбе принимали императрицу Елизавету Петровну Романову, а летом 1785 года - Екатерину II. Позже, бывал неоднократно здесь и А.С.Пушкин.
1. При въезде в Грузины нас встречает прекрасный валунный мостик, сооруженный в конце XVIII-нач. XIX вв.
2. Его постройку приписывают архитектору Н.А.Львову, который проектировал парковую зону усадьбы.
3. Мостик из валунов, переброшен через речку Жаленка, которая протекает на территории имения.
4.
5. А вот, вид с того же места, но под другим ракурсом запечатлённый в фотоальбоме "По гордым волжским берегам..." Пушкинские места Калининской области/М.: Советская Россия, 1977 год. Как видно, река Жаленка ещё свободна от той густой растительности, которая преобладает на ней сейчас. Кстати, вдоль дороги стоят дома, которые были щедро выстроены в своё время для крестьян, владельцами усадьбы, но о них - чуть позже.
6. Внимание - на косорылый сарайчик!
7. Вот он слева, ещё прямо стоящий - 40 лет тому назад.
Но перейдём, к истории этого места, и формировании столь необычного названия села:
Впервые оно упоминается как сельцо Кузнечково в писцовой книге Новоторжского уезда за 1699 г. Тогда им владел стольник Марк Васильевич Шишков. В 1745-1763 гг. полновластным хозяином отцовской вотчины стал отставной капитан Яков Маркович Шишков, после смерти которого село досталось одной из его племянниц Агафоклее Александровне Полторацкой (1737-1822).
Сохранилось предание, что за чудесное избавление на Кавказе от большой опасности, кого-то из Шишковых, была привезена сюда икона Грузинской Божией Матери и основана церковь. С этих пор сельцо и усадьба называются Грузины. По другой версии - икону привез из Малороссии Марк Федорович Полторацкий (1729-1795), муж Агафоклеи (Агафоклеи - чёрт, как это выговорить?) Александровны.
Усадьба Грузины сформировалась как регулярный барочный ансамбль в середине ХVIII в. Здание выстроено изначально по проекту Франческо Растрелли (архитектора Зимнего и Большого Петергофского дворцов, а также Смольного собора) предположительно в 1740-1745 годах. В «Экономических примечаниях» Новоторжского уезда Тверской губернии (1760-е гг.) записано, что в Грузинах «церковь каменная с приделами. Дом господский и службы каменные при нем. Сад регулярный с оранжереями каменными. При селе состоят разные заведения…» В поместье была своя больница, построены ветряная и водяная мельницы, плотина, кузница, винокуренный завод, полотняная фабрика. В конце ХVIII в. Грузины переживали новый подъем строительства. Это связано с активной хозяйственной деятельностью владельца усадьбы Марка Федоровича Полторацкого, состоявшего членом Императорского вольного экономического общества. В своих воспоминаниях Анна Петровна Керн пишет, что ее бабушка жила «… в великолепном замке, построенном Растрелли», спала в большой гостиной, отделанной «под розовый мрамор».
8. Чтобы понимать масштабы всего поместья, можно посмотреть на генеральный план территории. Здесь, выделил оранжевым: главный дом усадьбы (в центре), каменный мост (слева от дома) и сохранившиеся крестьянские дома (внизу), которые можно было наблюдать на фотографии 5.
9. Следующий именитый зодчий, приглашённый для обустройства поместья - архитектор, В.П.Стасов. В 1820-1830 гг., он соорудил флигели, и объединил их с основным домом закрытыми галереями. В его планы так же входила реконструкция дворца, но она так и не осуществилась.
10. В тоже время привлечённый архитектор Н.А.Львов, занимался обустройством приусадебного пространства. Им создана система прудов, река включена в архитектурный ансамбль, парк приобрел пейзажный характер, свойственный эпохе классицизма. Вместо старого деревянного моста на месте парадного въезда в усадьбу по его проекту возведен каменный - однопролётный арочный валунный мост. А так выглядели, не дошедшие до нашего времени въездные ворота:
11. Таким предстаёт перед нами дом, со стороны реки и прудов. В летний период, он практически полностью скрывается за деревьями в листве.
12. Проходим мостик через пруды, и видим главный дом, с этой стороны обретший парадный фасад по проекту В.П.Стасова во всей не красе красе. Здесь он гармонирует с флигелями, и совсем не показывает своё барокское прошлое.
13. Оборачиваемся назад, и видим те самые крестьянские домики, которые заселены в селе и по сей день. Вблизи, правда они уже растеряли свой шарм: изуродованы несоответствующими стилю пластиковыми окнами, разноцветным окрасом "ктовочтогоразд" и спутниковыми антеннами.
14. Ну, а мы обходим дом вокруг и тут уже видим, что постройка интереснее с дворового (теперь), а когда-то, в пору детства Агафоклеи (блин: а-га-фо-кле-и) Полторацкой, в 1750-х гг., главного фасада, перед которым был разбит регулярный парк.
С этой стороны хорошо видна композиция старого дома, построенного по проекту Расстрелли.
15. Массивные ризалиты оформлены совершенно в барочном духе 3 четверти XVIII века - с низким первым этажом, обработанным ленточным рустом, и высоким вторым с парадными помещениями.
16. Здесь уже пристроенные флигели Стасова - выглядят несколько скучными.
17. Всё оформление фасада подчинено ритму вертикалей, в которые уже вписаны оконные проемы и их барочное убранство. Пространство между окнами третьего и второго этажей - украшено лепными венками.
18. Флигель на переднем плане. И основной дом, построенный за 80-90 лет до этого - на втором.
19. Дом с дворовой стороны в 1970-ые гг.
Ещё немного исторического отступления рассказывающего о масштабе имения, на которые многие из вас не обратят никакого внимания - но тем не менее:
Посетивший в 1842 г. усадьбу Владимир Алексеевич Полторацкий, племянник Константина Марковича, вспоминал: «Усадьба поражала своей громадностью. Дом… по масштабам и отделке мог бы называться дворцом. Кроме огромной с хорами залы и знаменитой внизу галереи, в его трех этажах и двух смежных флигелях было около 120 комнат… Конный двор вмещал до 250 лошадей. Скотный двор из жженого кирпича… вмещал в себе до 600 штук рогатого скота… В таких же размерах обширные риги, оранжереи, теплицы, грунты, мастерские и проч. Церковь во имя Грузинской Божией Матери напоминала скорее собор… Кроме того, там находился еще каменный винокуренный завод… Наконец, в довершение полноты усадьбы, перед господским домом сад с роскошными цветниками, а за ним парк на 25 десятинах земли с рекой, прудами, островами, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями…» Частью ансамбля была деревня из 20-ти одноэтажных каменных, крытых черепицей домов, построенных по проекту В.П.Стасова вдоль Старицкой дороги.
20. Ну, а теперь пройдём внутрь. Здесь, в основе своей, нас ждёт - тлен и уныние.
21. Кое-где обвалилась крыша (а это, я говорил - уже начало конца), а так же перекрытия между этажами.
22. В 1869 году, после смерти К.М.Полторацкого - усадьба стала менять своих хозяев. В 1859 году Грузины были проданы надворному советнику Е.В.Молчанову, а в 1892 - железнодорожному инженеру Цвылеву. Окончательный приговор был вынесен строительством железной дороги - местная река утрачивает транспортную функцию и сбыт хозпродукции становится нерентабельным. Тогда и были снесены заводские постройки и мельницы, а имение распродавалось участками.
23. После революции в 1917 году, в помещении роскошной в свое время усадьбы функционировали сельскохозяйственная школа, а позднее - сельскохозяйственный техникум. С конца 1930-х усадьба существовала, в качестве дома-интерната.
24. Психоневрологический интернат выехал из здания усадьбы около 10-ти лет назад, в другие корпуса. Также интересен тот факт, что до недавнего времени в доме проживали люди, и хотя на момент посещения мы никого в доме не встретили - формально он считается жилым. Более того, до сих пор существуют несколько семей, которые в нем прописаны.
25. Несмотря на многочисленные переделки, внутри дома ещё можно встретить элементы старинного декора. На втором этаже, сохранились несколько, сильно испорченных советскими ремонтами старых комнат. Когда-то они составляли анфиладу, но сколоченные наспех переборки - превратили ее в отдельные кабинеты. Теперь переборки частично выломаны, частично рухнули.
26. Самый интересный зал находится в северной части старого дворца - это подшитое поздним потолком изначально двусветное помещение с чрезвычайно интересным убранством.
27. Сам зал в нынешнем виде односветный, лепной декор покрыт малярной краской какого-то сатанинско-чёрного цвета.
28. Печь в данном случае - не родная, а вот лепной декор - вполне. На северной и восточной стенах сохранились фрагменты серии стенных панелей, украшенных масонскими символами (угасшие факелы, переплетенные венки, весы, мечи, ножны, и другие...)
29. Сохранившиеся полуколонны с капителями при входе в зал. Налево уходит коридор, который проходит насквозь через всё здание.
30. Лестница, поднимающаяся сразу на второй этаж.
31. Ну, а нам смотреть внутри, к сожалению больше нечего и мы выходим на улицу.
32. Обходим здание. Видно, как начинает разрушаться северный флигель.
33. Ещё немного, и угол здания обрушится. А, там, как говорится: "Гребнево - не за горами".
34.
35. Двери галереи, связывающей основное здание с флигелями.
36. Знаю, что ни к месту... Но именно в тот момент, в голове у меня почему-то крутилась фраза: "не бит - не крашен"...
37.
38.
39. Ещё раз - заросшие пруды и крестьянские дома у дороги.
40. Рыжая волосатость речки Жаленки.
41. Ну и финалочка - в чб. Такой вот он: брошенный и ненужный дом - на 120 комнат. Никому на расширение не ннн-нада?