«Смелый»

May 21, 2018 18:18

Россия первой создала суда, впоследствии развившиеся в класс эскадренных миноносцев, попросту - эсминцев более крупного водоизмещения и хорошо вооруженных не только минно-торпедным оружием, но и артиллерией. Во время Второй мировой в США и Англии эсминцы исчислялись уже сотнями. Они стали основными кораблями во всех флотах.



Самым известным из русских эсминцев стал «Новик», построенный на Путиловском заводе. Андреевский флаг на нем подняли в 1913 году. Присущие «Новику» черты сохранили в конструкции советские эсминцы проектов 7 и 7-у. В Великую Отечественную они стали главными по широте выполняемых задач, многие удостоились звания гвардейских.

На основе боевого опыта в послевоенный период создавались новые проекты кораблей этого класса. Первыми стали эсминцы проекта 30-бис, в развитие довоенного 30-к.

Послевоенная пятилетка была весьма напряженной - требовалось восстановить промышленность, наладить развалившуюся за войну систему судостроительной кооперации, обучить корабельному делу новое поколение конструкторов и производственников.

Материалы техпроекта эсминцев 30-бис разрабатывались под руководством главного конструктора Арведа Фишера в ЦКБ-53. Проект утвержден Постановлением Совмина СССР № 149-95 от 28 января 1947 года. И 16 мая 1948-го (ранее нужно было достроить эсминец 30-к) в Ленинграде, на заводе имени Жданова (ныне Северная верфь) заложили головной корабль этой серии «Смелый». Построили его в рекордный срок. А имя дали в честь эсминца проекта 7-у, потопленного фашистскими бомбардировщиками.

Сравнительно короткий стапельный период достигался за счет внедрения новых технологий: секционной сборки корпуса, сооружавшегося на построечном месте из 101 элемента, применения полуавтоматической и автоматической сварки. Предварительно сваренные в сборочном цехе в специальных кондукторах - «постелях», секции доставлялись на стапель и собирались между собой, поэтому корпус корабля быстро формировался. Госиспытания эсминца нового проекта состоялись 2 ноября 1949 года в Гданьском заливе. Тогда за время, проведенное в море, «Смелый» прошел 5250 миль и показал максимальную скорость хода 36,6 узла, что на 1 узел превысило проектную. Дальность экономическим ходом составила 3660, полным - 1000 миль. Первым командиром стал капитан третьего ранга Старцев.

Создание эсминцев проекта 30-бис - неординарное для советского кораблестроения явление. Во-первых, это была самая крупная серия надводных кораблей. Во-вторых, установлен рекорд изготовления (уже шестой корабль этой серии строился в два раза быстрее головного). Но главное - это первые полностью сварные корабли. При создании соответствующих технологий использовался опыт механизированной и автоматизированной сварки при производстве танков. За основу взяли документацию Уралмашзавода. Общая протяженность сварных швов на каждом корабле составляла около 16 километров, а расход электроэнергии - свыше 150 киловатт в час.

О конструкторе эсминцев Арведе Фишере (1905-1967) известно мало, хотя он делал корабли 30-бис (1948), 56 (1951), ракетный крейсер проекта 58 (1960). Известно только, что Ленинградский кораблестроительный институт он окончил в 1936 году и в 1951-м стал лауреатом Сталинской премии первой степени. О таких людях говорят «Великие без имен!».

Почти сорок лет несли службу на флотах Советского Союза эсминцы проекта 30-бис. Моряки любили их за простоту и надежность. На смену эсминцам первой послевоенной постройки пришли корабли следующего поколения - проектов 56, 57-бис и 61.

Сегодня этот класс почти забыт. Корабли, по сути выполняющие задачи эсминцев, называют фрегатами и корветами. Но время эсминцев как универсалов еще вернется.

Источник

СССР, история, познавательно, техника

Previous post Next post
Up