В рамках информационной раскрутки новой Стратегии национальной обороны один из самых влиятельных военных США рассказал о том, как Пентагон представляет себе конфликты с армиями России и Китая. Как выяснилось, времена холодной войны никуда не уходили: генералы США видят такие конфликты в концепции брежневских времен. И этому есть объяснение.
«Это две уникальные схватки, с которыми мы должны иметь дело, некоторые элементы пересекаются, но они неодинаковы», - такими словами возможные войны Америки с Россией и Китаем охарактеризовал зампредседателя Объединенного комитета начальников штабов, генерал ВВС США и «второй человек в Пентагоне» Пол Сельва. Эти слова прозвучали на организованном Defense Writers Group мероприятии, где генерал от авиации Сельва презентовал начало работы Пентагона над Национальной оборонной стратегией. Военное ведомство должно закончить ее к концу года, опираясь на основные тезисы президента Трампа.
По мнению Сельвы, конфликт с Китаем стал бы в первую очередь противостоянием на море и в воздухе, а армия и морская пехота играли бы второстепенную роль. А в конфликте с Россией в основном были бы задействованы ВВС и армия, хотя «морской компонент» тоже играл бы важную роль, потому что «вы не можете попасть в Россию, попасть в Европу большими силами, не переплыв Северную Атлантику».
Сельва подчеркнул, что в соответствии с разрабатываемой Пентагоном стратегией Россия считается «глобальной» угрозой, что есть «намеренное отступление» от идеи о том, что Россия является исключительно европейской проблемой. Поэтому военное ведомство предложит «глобальный план», а выяснение того, какой именно сценарий войны окажется наиболее вероятным и как, исходя из этого, нужно распределить инвестиций, - это серьезный вызов для военных США.
Сколь бы смешно это ни звучало, но генерал Сельва не сказал ничего нового ни в военно-стратегическом, ни в тактическом, ни в политическом смысле. Его выступление носило характер политинформации в общем графике пропагандистского плана давления на общественное мнение в связи с резким ростом оборонных расходов в бюджете. Этот график предусматривает целую череду выступлений четырех- и пятизвездных генералов в разных аудиториях из числа тех, что могут повлиять на мнение журналистов и избирателей. Но этим людям иногда лучше молчать, чем говорить.
Некоторые пассажи из выступления Сельвы напоминали отрывки из лекции для умственно отсталых. Так, из доклада полного генерала от авиации, бывшего командира дивизии стратегических заправщиков и образованного белого человека уважаемая, не на помойке найденная публика (конкретно - члены клуба экспертов по военным вопросам, академические профессора и журналисты, пишущие на оборонные темы) узнала, что все нации «естественным образом» состоят в «конфликтах друг с другом» из-за ресурсов. «И вот потому-то они будут соревноваться друг с другом: они не одинаковые», - доложил генерал.
Тут самое время вспомнить о причинах Первой мировой войны и теории загнивания капитализма имени Владимира Ленина. В ней как раз про это: про борьбу между империалистами за ресурсы на фоне роста монополистического капитала.
Таким образом, генерал Сельва подтвердил худшие опасения военных аналитиков: стратегическая военная мысль США не сдвинулась с мертвой точки, где оказалась на пике холодной войны. Все тактические ноу-хау цифрового века: дроны, робототехника, космические компоненты, экзоскелеты - это мелочи. Главным в деле противостояния с Россией, как и в середине 80-х годов, остается скорость доставки подкреплений из США и Канады через Атлантику в Европу. Отсюда и «морская составляющая» в противодействии: американский флот должен обезопасить конвои, а российский флот и береговая авиация, как во времена маршала Устинова и адмирала Горшкова, должны этому нашествию мешать. Задача же европейцев - продержаться до наплыва освободителей.
Генерал Сельва, возможно, не в курсе, но советские планы глобальной войны в Европе предусматривали еще и хитроумный захват Северной Норвегии, Исландии, шотландской базы в Скапа-Флоу и базы Туле в Гренландии, чтобы обеспечить себе воздушный перевес в Северной Атлантике и безнаказанно топить беззащитные американские транспорты, предварительно перебив авианосные группы поддержки. А если бы рассказал об этом, мог бы выбить средства на дополнительные военные расходы.
Как бы там ни было, именно для озвученных выше целей в СССР формировался гигантский Северный флот и оборудовалась «дорога Горшкова» - относительно безопасный маршрут выхода подводных лодок в Северную Атлантику между Оркнейскими островами и Исландией. При этом половина Карелии была превращена в один большой аэродром стратегических бомбардировщиков морского подчинения. Часть из них после захвата северных стран и баз НАТО должна была бы перебазироваться в Исландию на аэродром Кефлавик и оттуда пробивать всю Атлантику до Азорских островов старыми противокорабельными ракетами, а в Норвегии расположились бы истребители прикрытия. По этой причине Средиземноморская эскадра была формально приписана к Северному флоту, а в составе специальной бригады морской пехоты постоянно находились хмурые люди со знанием специфических иностранных языков вроде норвежского.
Впрочем, это было давно. Генерал Сельва - 1958 года рождения, в 1980-х он служил в Калифорнии и Техасе в авиакрыльях дозаправки и дальней разведки. Может, именно там он всего этого и понабрался, а теперь почти дословно воспроизвел систему мышления американского стратегического командования времен Картера и Брежнева. При этом общая мода на винтажную культуру его не оправдывает.
Та же история с Китаем. Со времен Ден Сяо Пина в Пентагоне считают, что китайская сухопутная армия - это организованная и однообразно одетая группа гимнастов, только очень большая, а местами - гигантская. Но достаточно подогнать к китайскому побережью несколько авианосных групп и методично долбить пару недель по крупным городам и военным базам, чтобы демократично настроенные круги китайского народа свергли бы ненавистную коммунистическую власть. Потому помощь сухопутных войск и морской пехоты сначала не требуется. Только потом и лишь отчасти, чтобы провести зачистку и установить оккупационный режим. Словом, КНР - это как Югославия, только очень большая и с иероглифами, так что особые тактические ухищрения ни к чему.
По мнению генерала Сельвы, а значит и Пентагона, с чисто военной точки зрения требуется всего лишь разделаться с китайским флотом, разрушить искусственные острова у архипелага Спратли (зачем, кстати?) и подавить береговую авиацию. Это набор штампов из все тех же 80-х годов.
Справедливости ради нужно отметить, что советская стратегия на восточном направлении в свое время тоже страдала подобными болезнями и отталкивалась от похожих мифов. Например, в частях у китайской границы в резерве на складах советской армии хранилось несуразно большое количество пулеметов. Тогда НОАК хронически страдала от отсутствия не то что БТРов, но даже и обычных грузовиков, так что большинство перемещений даже очень крупных соединений происходило на ногах. Бегущая куда-то в полном составе дивизия - это не анекдот и не горячечный бред, а китайская реальность прошлого века. А что может быть лучше для пулемета, чем огромное количество людей, скученно бегущих прямо на тебя с диким криком и портретом Мао на лацкане? Отсюда и застарелая страсть МО РФ насыщать Дальневосточный регион системами залпового огня, прекрасно зарекомендовавшими себя на Даманском острове, где такая вот бегущая дивизия после первого же залпа «Града» (тогда еще оружия экспериментального) целиком ушла под воду вместе с частью острова.
Но вернемся к Сельве. Не очень понятно, как все эти его слова должны повлиять на сообщество американских военных экспертов. Пока что отзывы в целом положительные, лекция удалась. Новшеством в выступлении генерала названо заявление о том, что Пентагон может приготовить общий план на тот случай, если придется столкнуться одновременно с Россией и Китаем. Будет ли он простой компиляцией двух вышеописанных стратегий или все-таки представляет собой некое ноу-хау, Сельва не пояснил. Эксперты же склонны полагать, что Пентагон будет рассматривать Россию и Китай как две совершенно разные угрозы.
Для действующего президента США и его администрации фиксация на России (с Китаем несколько другая история) важна для выживания. Несмотря на то что пик истерии вокруг «русских хакеров», видимо, скоро будет пройден, Дональду Трампу все еще требуется подчеркивать, как именно он не любит Россию, в каких формах он ее не любит, как собирается с ней бороться и даже воевать, если потребуется. Именно этой сугубо внутриполитической цели оказалась подчинена Стратегия национальной обороны, которую он недавно представил Конгрессу и которую теперь принялись наполнять и комментировать генералы, нуждаясь в поддержке общественного мнения по поводу резкого повышения оборонного бюджета.
Если информационно-пропагандистское обеспечение этой кампании действительно опирается на давно забытые и ставшие почти мифами доктрины 70-80-х годов, можно предположить, что принципиально менять что-либо администрация Трампа не хочет. США - относительно молодая политическая нация, и даже «в генах» экспертного сообщества военной сферы нет опыта «старого» государства. Они физически не могут быстро охватить своей мыслью сколь-либо длинный исторический период. А потому легко ведутся на такие вот доклады высших офицеров.
Будет интересно посмотреть, чем американские генералы в ходе своего пропагандистского турне будут наполнять пока что абсолютно пустую Стратегию национальной обороны. По крайней мере у Сельвы получается весело.
Источник