Коррида террора

Sep 15, 2017 18:49

Теракты в Барселоне и соседнем Альканаре повергли в шок не только Испанию, но и всю Европу - до произошедшего Пиренейский полуостров не значился среди мишеней международного терроризма. Однако у джихадистов имеются веские основания атаковать страну Сервантеса и Гойи.



Главный из них - сохранение за Испанией анклавов в средиземноморском районе Марокко. С одной стороны, Рабат периодически требует переговоров по этому вопросу и даже предлагает совместное управление территориями. Но с другой - те же анклавы, особенно порты Сеута и Мелилья остаются для Марокко важнейшими источниками транзитных доходов, достигающих, по ряду оценок, 130-150 миллионов долларов в год.

Экономические выгоды от этих районов, как правило, превалируют над чисто национальными интересами. Тем более что Испания становится все более важным торговым и инвестиционным партнером Марокко. Хотя в последнее время, чтобы сократить транзитную зависимость страны, расширяется ближайший к Мелилье порт Надор.

Данные анклавы Мадрид сохранил в конце 1956 года - после объединения экс-испанского (Северного) Марокко с остальной частью этой страны, бывшей протекторатом Франции. По мнению каудильо Франко, «в интересах Испании и всей Западной Европы создать форпосты там, где расстояние между Африкой и Европой минимальное. Это важно по трем взаимосвязанным факторам: в плане военно-политической безопасности Испании и ее европейских соседей, шлагбаумов для африканской иммиграции и для сохранения присутствия Европы - в лице Испании - в сопредельном районе Африки». Предписание своего генералиссимуса Мадрид выполняет по сей день.

Речь идет о сухопутных анклавах Сеута, Мелилья (с пригороднымирайонами), где помимо многочисленных экономических объектов и развитой транзитно-портовой инфраструктуры имеются военные базы Испании, а также о примыкающих к марокканскому побережью островах Перехиль, Велес-де-ла-Г омера, Алусемас, Чафаринас, Торрес-де-Алькала. Все эти территории протянулись цепочкой от Гибралтарского пролива до мароккано-алжирской границы. Такая география испанских территорий и терпимое отношение Рабата к их отчуждению не могут не раздражать радикальные группировки в Марокко да и в арабо-исламском поясе в целом. Поэтому в наиболее крупных анклавах - Сеуте и Мелилье с начала 70-х годов действует арабская подпольная группировка «Терракия», выступающая за их максимальную автономию. Есть и более радикальные ячейки, ребующие как минимум совместного управления Мадрида и Рабата в этих районах.

В последние 30 лет ситуация обострялась постепенно. Сначала ввиду мароккано-ливийского соглашения (1984 год) о военном сотрудничестве, включавшего вооруженную помощь, которую Триполи обязывался оказать в случае конфликта из-за тех же районов. Хотя к концу 80-х договоренность была расторгнута Рабатом, Муамар Каддафи в ходе визита в Испанию в середине декабря 2007 году заявил: «Сеута и Мелилья были арабскими городами и должны остаться таковыми. Не нужно дожидаться, что их освободят немирными способами».

Но Каддафи не упоминал средиземноморские островные анклавы. Поэтому ряд экспертов предположили, что сухопутные анклавы будут совместными или марокканскими, а островные останутся за Испанией.

Тем временем «Аль-Каида» (запрещенная в РФ) в начале 2000-х обещала «продолжить священную войну в Сеуте и Мелилье против испанских оккупантов». Эстафета этих планов перешла к ИГ (также запрещенному в нашей стране): в январе и июле в Сеуте и Мелилье были арестованы некоторые участники этой структуры и ее вербовщики. А позже испанские и марокканские спецслужбы выяснили, что на Пиренеи игиловцы переправлялись через Сеуту и Мелилью, загодя там обосновавшись.

Кстати, атаку в Барселоне осуществил марокканец Юнес Абуякуб. А главным идеологом подозревается проповедник марокканского происхождения Абдельбаки эс-Сати - имам каталонского города Риполь. Не исключено, что и они состояли в какой-либо группе за присоединение к Марокко тех же испанских районов.

Испанские власти сверхжестко пресекают попытки африканских мигрантов нелегально перебраться в Испанию и ЕС через анклавы. 1 августа «по меньшей мере 14 нелегалов попали в больницу после того, как попытались прорваться в испанский полуанклав Сеута, - сообщил «Интерфакс», сославшись на испанский Красный Крест. - Ежегодно тысячи нелегалов из экваториальной Африки пытаются добраться до Европы, штурмуя защитные валы, сооруженные вокруг Сеуты и Мелильи». «Вести.ру» от 20 августа: «Шестиметровый забор в испанской Сеуте беженцы берут, словно олимпийцы третьеразрядную высоту. Сеута и Мелилья возглавляют список самых радикализированных мест Испании».

Словом, североафриканские анклавы - и фактор нестабильности, и коридор экспорта ультрарадикального исламизма в «просто Испанию».

Источник

терроризм, радикалы, геополитика, Испания, на перепутье

Previous post Next post
Up