Оригинал взят у
russkiy_malchik в
Позиция по курдам как точка сбора нового расклада в Сирии12-часовые переговоры Лаврова и Керри в Женеве закончились довольно общими фразами на публику и повторением повторных позиций. Однако единственно прозвучавшая конкретика заключается в том, что Россия и США поставили сирийским курдам шлагбаум в создании независимого государства и поддержали операцию Турции. И это чрезвычайно значимый момент.
Вспоминая роль курдов в сирийском конфликте, вспоминается, что сначала они выступали естественным союзником Асада и главной силой против ИГИЛ на севере. Между Дамаском и курдскими отрядами был негласный компромисс - Асад им обещал после войны определенную автономию, а они не настаивали на отделении. Однако в последнее время их начали активно поддерживать США и даже высадили своих инструкторов и спецназ, после чего курды стали гораздо наглее и агрессивнее, фактически начав вести политику самостоятельную и направленную против Дамаска. Курдский фактор действительно стал превращаться в фактор дестабилизации Сирии, пусть они и продолжали биться с игиловцами, но виной тому стали не столько курды, сколько США. На прошлой неделе дошло до прямого столкновения между курдскими отрядами и правительственными войсками в Хасеке, причем первых открыто поддержали ВВС США.
Однако уже спустя шесть дней Турция начала операцию "Щит Евфрата", фактически направленную против сирийских курдов, и на этот раз ВВС США уже прикрывали турков против курдов. Что произошло за эти дни и как объяснить такую перемену американцев?
Видимо, угроза курдской государственности в Сирии стала той точкой сборки, в которой сошлись позиции всех основных сил конфликта (кроме террористов, конечно) - Ирана, Турции, России, США, Дамаска. Понятно, что решение принималось не сейчас, а в течение последних недель - после переговоров Эрдогана с Путиным, Путина с Хомейни, визита представителя МИД Ирана в Анкару, контактов сирийцев и турков, оно было наконец закреплено в переговорах Лаврова и Керри.
И первые моменты сближения в рамках будущих больших договорённостей уже можно назвать, хотя они ещё не до конца урегулированы:
1) это неизменная роль Асада как законного главы Сирии - с этим согласились все, даже Турция и США;
2) территориальная целостность Сирии, которую так же признали все, кроме террористов
даже турецкая сторона;
3) борьба против террористов, коими являются ИГИЛ и "ан-Нусра" - США впервые чётко признали "Нусру" террорист.организацией, хотя и цепляются за аффилированных с ней террористов. При этом Россия всё очевиднее признаёт наличие умеренной оппозиции, с которой можно вести переговоры.
Превратятся ли эти первые пункты в реальную структуру договора по Сирии и в целом регионе, покажет время, но уже сейчас понятно, что роль России в новом раскладе сил огромна, и без Москвы уже ничего там не решить.
Несмотря на все истерики разного рода нервных экспертов (к примеру, на днях Дарья Асламова выдала плач Ярославны по поводу слива Сирии турецким войскам), сам факт признания законности Асада всеми сторонами говорит о значительном успехе российской дипломатии. Та же операция Турции не могла произойти до сих пор, пока добро не дала Россия, хотя готовилась,
оказывается, давно.
В Сирии до урегулирования ещё далеко, и не факт, что получится. Думаю, что с приходом Клинтон к власти американцы бросятся во все тяжкие и развяжут прямую войну повсюду, где возможно. Однако на данный момент США вынуждены считаться с новыми условиями и бросать тех же курдов, чтобы окончательно не потерять Турцию. В то же время ни одно решение на Ближнем Востоке не может быть реализовано без согласия Москвы. Но и полностью отрицать интересы других стран Россия никогда не будет, совершая ошибки американцев. Наоборот, основой нашей внешней политики всегда был поиск компромиссов не в ущерб ни одной из сторон. И Турция, и другие силы в регионе вполне могут присутствовать там, при условии что будут вести себя конструктивно. В этом и заключается новый мировой порядок российского образца.
РМ