Евросоюз набивается в посредники между Киевом и Москвой, но настаивает на важности полной реализации Минских договоренностей.
Когда в Москве пригрозили Киеву разрывом дипломатических отношений, в Евросоюзе уже поспешили сообщить о готовности стать посредником между Россией и Украиной. Катализатором в деле по обнародованию планов так называемых западных партнеров стал инцидент в российском Крыму, имевший место быть 7 августа. Спустя восемь дней, 15 августа, представитель Еврокомиссии в Брюсселе предложил стать ЕС посредником между двумя странами на фоне напряженности вокруг полуострова и Донбасса.
«Он оставил открытым вопрос, какой именно могла бы быть эта роль посредника, однако главным, по его словам, является получить сигнал стабильности ситуации», - пишет украинская служба DW со ссылкой на крупнейшее немецкое информагентство dpa.
В этом ключе корреспонденты издания напомнили читателям, что в тот же день в Екатеринбурге встретились министры иностранных дел ФРГ и России Франк-Вальтер Штайнмайер и Сергей Лавров. Главы МИД также обсудили ситуацию вокруг Крыма.
«Деэскалация и сдержанность - это первая заповедь на сегодня», - заявил Штайнмайер после встречи с Лавровым.
Ранее представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Федерика Могерини подтвердила, что ЕС не признает Крым частью территории РФ, а воссоединение с Россией назвала «незаконной аннексией». Могерини добавила, что Евросоюз и его государства-члены будут постоянно оценивать ситуацию, в том числе и на заседании профильного комитета 17 августа.
«Любые действия, которые могут привести к дальнейшей эскалации конфликта необходимо избегать со всех сторон; мирное разрешение конфликта является единственно возможным решением. Это [решение] включает в себя восточную Украину, где мы призываем все стороны в полной мере участвовать в полной реализации Минских договоренностей», - приводит заявление Могерини по итогам переговоров с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным пресс-служба ЕС.
В то же время и украинские, и российские СМИ проанализировали последствия возможного разрыва дипломатических отношений между Киевом и Москвой. Эксперты в области права сообщили изданию Strana.ua, что после закрытия диппредставительств следующим шагом становится избрание третьей страны-посредника, который будет представлять интересы одного государства в другом. После этого заключение новых межправительственных соглашений невозможно, а старые могут быть пересмотрены депутатами Верховной Рады Украины и Государственной Думы РФ. К тому же, например, Президент Украины Петр Порошенко не сможет поручить МИДу страны устроить прямой разговор с Президентом России Владимиром Путиным, а будет вынужден обращаться к третьим лицам.
Для простых украинцев разрыв отношений будет означать фактическое введение визового режима, но так как диппредставительства работать не будут, придется писать заявления в МИД третьей страны. И въезжать в Россию, скажем, на работу - также через другое государство.
Касаемо ситуации на Донбассе, переговоры в «нормандском формате», а также в рамках Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию конфликта отменят. Об этом еще в марте 2016 года сообщили в украинском МИДе. То есть, Минские соглашения сойдут на нет.
Кроме того, на момент официальных разъяснений последствий в России находились, по приблизительным подсчетам, около четырех миллионов граждан Украины. Закрытие посольств означало бы, что их бросили на произвол. Нельзя исключать и негативных последствий для украинской экономики.
«Не отвечает интересам Украины», - выделено жирным в тексте официального документа МИД Украины за подписью замминистра пояснение для депутатов Верховной Рады, пытавшихся в начале года инициировать принятие постановления о разрыве дипломатических отношений с Россией.
Крымский политолог Владимир Джаралла считает, что отношения, фактически, и так находятся в замороженном состоянии: нет послов ни в Киеве, ни в Москве. Однако украинский информационный фон провоцирует Москву на резкие высказывания и действия. Так что разрыв дипотношений останется оформить только юридически.
Джаралла подтвердил предположения украинских экспертов о серьезных негативных последствиях для Киева и добавил, что репутационный фон будет более тяжелым для той страны, с которой разорвали отношения, а не для той, которая это инициировала. Таким образом, по его мнению, подобный шаг со стороны Москвы был бы обоснованным и опережающим. Говоря о явлении, которое и произносить вслух страшно - войне, политолог убежден, что закрытие диппредставительств не означает, что два государства вступят в фазу вооруженной борьбы. И тому есть примеры на постсоветском пространстве - 2008 год, Грузия. Отношения между странами были разорваны после августовской войны, и до сих пор не восстановлены.
Джаралла считает, что посредником между Украиной и Россией может быть Беларусь, которая смогла бы достойно представлять интересы государств и граждан.
«Так, к примеру, для разрешения вопроса своего пребывания в России украинские граждане смогут обратиться в белорусское консульство», - предположил он.
Украинский политолог Ростислав Ищенко заявил, что ничего серьезного кроме отмены переговоров в «нормандском формате» в Китае пока не произошло. Однако, по его мнению, разрыв дипотношений - последний пункт перед началом боевых действий. Поэтому государство «еще десять раз подумает», прежде чем принимать такое решение.
«С моей точки зрения, да, решение о разрыве отношений возможно, но это не значит, что оно обязательно будет принято. И в конечном итоге жесткость российской реакции будет зависеть, в том числе, от поведения украинского руководства в ближайшие дни. Насколько я понимаю, на Украине политическая система окончательно пошла вразнос - там уже никто не знает, какие решения принимаются, кто их принимает, и кто кому подчиняется. В связи с этим, да, возможно и введение виз украинской стороной. Да, возможен и разрыв дипломатических отношений. Но это развитие событий по крайне негативному сценарию, и я не уверен, что его удастся избежать. Хотя, конечно, хотелось бы», - считает он.
Тем временем официальная позиция Киева не выходит за рамки сложившейся за последние несколько лет позиции «жертвы». Помимо того, что гражданскую войну на Юго-Востоке называют позорным для происходящего в реальности термином «антитеррористическая» операция или же «российской агрессией», а вхождение Крыма в состав российской Федерации - «аннексией» или «оккупацией» - вина за диверсию украинских «патриотов» в Крыму также возлагается на Россию. Официальная позиция, которую Президент Порошенко озвучивает гражданам, буквально диктуется уже четвертой стороной, заинтересованной в развитии ситуации, - Соединенными Штатами Америки. Не спал Петр Алексеевич и около часа ночи 13 августа, разговаривал по телефону с человеком, который общается с ним больше, чем с женой - вице-президентом США Джозефом Байденом.
Пресс-служба украинского президента не удивила, что Порошенко в этом разговоре назвал заявления российской стороны о террористической угрозе со стороны Украины фальшивкой. Дескать, обвинения необоснованны, а произошедшее - «гибридная провокация и очередная попытка оправдать дальнейшие агрессивные действия России и масштабные репрессии в Крыму».
Байден, уделяющий внимание Порошенко больше, чем супруге, отметил усилия Петра Алексеевича по поиску путей урегулирования ситуации, которые тот якобы принимает. Поэтому «в этом контексте была отмечена важность не позволить Москве использовать ситуацию в Крыму в качестве извинения за очевидное невыполнение ею Минских договоренностей». Ну а после этой инструкции, как по накатанному, собеседники поговорили о реформах на Украине, финансовой помощи Киеву и антироссийских санкциях, необходимость сохранения которых, по мнению сторон, очевидна.
«Петр Порошенко и Джозеф Байден договорились находиться в постоянном контакте относительно дальнейшего развития ситуации в связи с агрессивными действиями России», - резюмировали в пресс-службе.
Таким образом, очевидно, что и Евросоюз, и США также не исключают возможного дипломатического разрыва линии Киев-Москва и логика поведения в этом случае уже подготовлена: если инициатором выступит российская сторона, то международное сообщество, к мнению которого трепетно обращаются при формировании общественного мнения, выступит с заявлением о неспособности России договариваться. Но Киев на подобную меру вряд ли решится по причине нежелания брать «дополнительную» ответственность помимо внутриполитической обстановки или положения, в которое поставлена Украина. И положение это отличается от знаменитого накануне госпереворота «нельзя быть наполовину беременной» тем, что логически оно должно было бы предшествовать этой метафоре.
В случае же эскалации конфликта, а если третьим и четвертым сторонам он будет выгоден - так и произойдет, - на Москву снова «полетят шишки». И стоит подчеркнуть: при всех громких заявлениях киевских политиков о том, что якобы война с Россией идет уже который год, в стране не введено военное положение, и воюющей сама с собой де-юре стороной все так же остается Украина. Срыв Минских соглашений вряд ли изменит ситуацию, как и продление. Но в Европе, исходя из вышеописанного, уже готовы заменить Брюсселем Минск. На всякий случай.
Напомним, 10 августа пресс-служба ФСБ сообщила о предотвращении попытки осуществить серию терактов в Крыму, запланированных Главным управление разведки Минобороны Украины.
В ночь на 7 августа 2016 года рядом с крымским городом Армянск были зафиксированы диверсанты. При задержании погиб сотрудник российской спецслужбы. На месте боевых действий обнаружили 20 взрывных устройств мощностью более 40 кг тротила, боеприпасы, магнитные и противопехотные мины, гранаты и спецоружие.
В ночь на 8 августа диверсанты попытались прорваться в Крым еще раз под прикрытием огня украинских ВСУ. При этом погиб российский военнослужащий. Сотрудниками ФСБ выявлена агентурная сеть ГУР Минобороны Украины в Крыму. Сообщалось о задержании одного из организаторов планируемых терактов.
11 августа Президент России Владимир Путин провел оперативное совещание с членами Совета безопасности, на котором обсуждались "дополнительные меры обеспечения безопасности граждан и жизненно важных объектов инфраструктуры Крыма в связи с предотвращением спецслужбами Российской Федерации теракта на полуострове". Подробно рассматривались сценарии мер антитеррористической безопасности на сухопутной границе, в морской акватории и в воздушном пространстве Крыма.
12 августа премьер-министр России Дмитрий Медведев назвал аморальным попытку украинской стороны применить террор и напомнил про возможность разорвать дипломатические отношения с Киевом, по аналогии с известными событиями в Грузии. Решение может принять Президент России.
15 августа глава МИД России Сергей Лавров во время пресс-конференции по итогам встречи с немецким коллегой Штайнмайером заявил, что разрыв дипломатических отношений с Украиной - крайняя мера, и выразил сомнения, что "сейчас мы находимся в ситуации, когда кто-то заинтересован в разрыве дипломатических отношений".
16 августа Президент России Владимир Путин встретился с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Во время встречи казахский лидер сообщил Путину, что накануне ему звонил Петр Порошенко и заявил о готовности находить компромиссы по вопросам Донбасса.
"Недавно Порошенко мне звонил: принять статус Донбасса и второго региона, который там есть, не позволяет, нет у него большинства в Раде. Надо решить по другим вопросам, то есть тоже, думаю, склонен находить компромиссы, но почему‑то не находятся", - заявил Назарбаев.
Источник