Иероним Босх. Корабль дураков.

Oct 04, 2013 02:25

Автор - Мадлена_де_Робен. Это цитата этого сообщения
Иероним Босх. Корабль дураков.


Принято считать, что Иероним Босх родился около 1450 года. Настоящее его имя Иероним Антонис ван Акен, однако некоторые свои работы художник подписывал «Босх». Дед и отец художника были живописцами, мать происходила из семьи резчика по дереву, и мальчик с самого раннего детства приобщился к профессиональным художественным традициям семьи. Босх несомненно был знаком с богословской литературой, знал жития святых, описания их видений. Кроме того, он был в курсе последних достижений наук, наслышан об алхимии, астрологии, народной медицине. Одним словом, это был образованнейший человек своей эпохи. Для нас же главное, что живописец Иероним Босх претворял все, что знал и видел, в своеобразные, гротескные художественные образы. В имеющихся архивах Босх впервые упомянут как «Иероним-живописец» в 1480 году. Сохранилась и запись 1481 года о его браке с Алейд ван Мервей, происходившей из знатной семьи. Этот брак принес художнику благосостояние, возможность не зависеть в своем творчестве от воли заказчиков и добиться славы самого оригинального голландского мастера. Отношение к Босху резко менялось на протяжении веков. В первое время наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.

Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и XX веков. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках. В последние же годы он стал едва ли не самым популярным и загадочным заподноевропейским художником прошлого. О нем написаны десятки книг, ряд авторов видят в Босхе предшественника современного сюрреализма.



Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем - знаки сатаны. Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль? Картина исполнена, видимо, около 1500 года: ее сохранность не очень хороша, пострадал задний план полотна. Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа.

Фрагмент



Марфа Всеволодовна Замкова

Библиотекарь.Ру

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up