Из воспоминаний Н.С. Власика о Сталине

Jan 02, 2025 20:20



ПОЕЗДКА В БОРЖОМИ

Обычно т. Сталин отдыхал в Сочи или Гаграх, но в 1951 году он решил поехать в Цхалтубо, чтобы принять лечебные ванны, у него болела левая рука.

Приехав в Цхалтубо в августе, мы попали в самое жаркое время. Там было невыносимо душно. Приняв несколько ванн, И. В. не выдержал жары и решил прервать лечение и уехать отдыхать в Боржоми, где было гораздо прохладнее.

Вызвав меня, он поручил мне узнать о состоянии дороги через Сурамский перевал, так как он хотел ехать на машинах, а также подготовить помещение, где бы мы могли остановиться. Я отправил в Боржоми шофера проверить дорогу и сотрудников привести в порядок помещение.

Первый секретарь ЦК партии Грузии Чарквиани был лично предупрежден т. Сталиным, что он будет отдыхать в Цхалтубо и заедет в Боржоми, и хотя Чарквиани заверил т. Сталина, что дача приведена в порядок, дача оказалась настолько запущенной, что жить в ней было невозможно. На этой даче во всех комнатах была грязь, водоснабжение неисправно, ванны не работали, на дверях не было запоров, не было ключей, задвижек, на кухне был устроен склад. В течение двух дней мы привели все в относительный порядок и создали элементарные удобства.

Дорога оказалась в приличном состоянии, и через Сурамский перевал мы благополучно прибыли в Боржоми.

Во время пребывания в Боржоми мы часто выезжали на машинах в окрестные города. Тов. Сталин любил побеседовать с местным населением. Выйдет из машины, поговорит со стариками, покатает на машине ребят и, довольный, возвращается домой.

Однажды во время прогулки мы заехали в чудесную дубовую рощу. Тов. Сталин любил отдохнуть и поесть на воздухе, мы всегда возили с собой несессер с посудой и продукты. Только мы вышли из машины и начали организовывать стол и закуску, как я увидел военного в чине полковника, который направлялся к нам. Подойдя ко мне, он доложил, что мы находимся на территории артсклада, где посторонним останавливаться воспрещается. Я объяснил ему, что мы приехали с т. Сталиным и если здесь нет опасности взрыва, то мы хотели бы здесь отдохнуть. Заверив нас, что опасности никакой нет, он снял пост, который находился поблизости, чтобы мы могли спокойно посидеть.
Сталин пригласил его закусить с нами. Завязался теплый непринужденный разговор. И. В. поделился своими воспоминаниями о подпольной работе, которую он вел на Кавказе, поговорили о литературе, о политике. Время прошло незаметно, начало темнеть. Мы распрощались с полковником и вернулись в Боржоми.
ПС. Этот полковник во всяких воспоминаниях возникает явно во второй раз. В чьих воспоминаниях он возник первый раз я не помню, но помню о чём полковник говорил со Сталиным. Полковник был пожилой, далеко за 50 ти выяснилось, что он воюет чуть не с первой мировой войны и начинал прапорщиком. Сталин посетовал, что полковник всё ещё полковник. Действительно полковник мог поддержать разговор о чём угодно, прошёл всю ВОВ и очень понравился тов. Сталину. В общем Сталин спросил нет ли у него каких - нибудь личных просьб. И полковник замялся и тем не менее сказал, что им очень тяжело возить детей в школу, лишних машин на складе нет, школа далеко, а дети в гарнизоне есть и его маленькая дочь в том числе. И выяснилось, что полковник очень поздно женился и это его первая дочь. Сталин растрогался и приказал выделить машину (водитель вроде бы в гарнизоне был). И вот на нескольких детей машина была выделена и прислана и потом долго ещё служила. Просто вспомнил, что когда я  прочитал эту историю первый раз, как -то непривычно отметил внимательность Сталина к людям. Тогда это было сильно вновинку, так как Сталина рисовали чуть ли не главным мировым злом. АК

Сталин, История, СССР

Previous post Next post
Up