Единственный в мире конвертоплан

Jan 13, 2014 23:11



Конвертоплан - летательный аппарат с поворотными винтами, которые на взлёте и при посадке работают как подъёмные, а в горизонтальном полёте - как тянущие (при этом подъёмная сила обеспечивается крылом самолётного типа). Конструкция по сути очень близка к самолёту вертикального взлёта и посадки (СВВП), но обычно их относят к винтокрылым летательным аппаратам из-за конструктивных особенностей винтов и их большого диаметра, сравнимого с размахом крыла. Большие винты конвертоплана помогают ему при вертикальном взлете, однако в горизонтальном полете они становятся менее эффективными по сравнению с винтами меньшего диаметра традиционного самолета.

В настоящее время в США эксплуатируется действующий образец конвертоплана Bell V-22 Osprey с полётной массой 27,4 т и максимальной скоростью полёта в самолётном режиме 509 км/ч, а в вертолётном режиме 185 км/ч. Единственный серийно выпускаемый конвертоплан разрабатывался в США более 30 лет компаниями Boeing и Bell. Находится на вооружении Корпуса морской пехоты США и ВМС США.

Летательный аппарат оснащён двумя двигателями Rolls-Royce T406, расположенными на концах крыла в гондолах, которые могут поворачиваться почти на 98 градусов. Винты с тремя трапециевидными лопастями связаны между собой синхронизирующим валом, который проходит внутри крыла. Данный вал также обеспечивает возможность посадки летательного аппарата на одном двигателе. С целью уменьшения массы конструкции около 70 % (5700 кг) аппарата произведено из композитных материалов на основе угле- и стеклопластиков с эпоксидным связующим, что делает его на четверть легче металлического аналога.

Производство

Лётные испытания новой машины начались 19 марта 1989 года. Уже в сентябре «Оспри» с успехом продемонстрировал превращения из вертолёта в самолёт во время полёта. Однако в 1990 году финансирование программы было практически прекращено. Было принято решение оснастить этими машинами только Корпус морской пехоты США, но и здесь первоначальный заказ в середине 1992 года сократили до 300 машин. ВМС заключили контракт на приобретение четырёх V-22 и модернизацию двух уже существующих прототипов, которые предполагалось сделать более лёгкими и дешёвыми. Цена одного аппарата, составляющая $71 млн, в дальнейшем должна, как надеются производители, снизиться до $58 млн.

В 2008 году Пентагон заключил контракт на поставку 167 конвертопланов V-22 Osprey на общую сумму 10,4 млрд долларов. Сообщалось также о готовности Пентагона взвесить поставку конвертопланов на вооружение иностранных армий, с отдачей предпочтения вооружённым силам Израиля, Канады и Объединённых Арабских Эмиратов. В апреле 2013 года сообщалось о намерении Министерства обороны США включить поставку конвертопланов V-22 Osprey в находящуюся на конечных стадиях обсуждения сделку (в общем объёме 10 млрд долларов) по поставке вооружений в Израиль, Объединённые Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию.


Характеристики

Экипаж - 3 (MV-22) или 4 (CV-22) человека;
пассажировместимость - 24 десантника.
длина фюзеляжа - 17,48 м;
размах крыла по концам лопастей винтов - 25,78 м;
площадь крыла - 28 м².
масса пустого конвертоплана - 15000 кг;
снаряжённого - 21500 кг;
Объём топливных баков:
MV-22 - 6513 л;
CV-22 - 7710 л;
до трёх подвесных топливных баков по 1628 л.
Грузовая кабина - 6,34 х 1,74 х 1,67 м.
Двигатели - 2 × Rolls-Royce T406 мощностью по 6150 л.с.;
диаметр ротора - 11,6 м;
Максимальная скорость:
в самолётном режиме - 580 км/ч;
в вертолётном режиме - 185 км/ч.
Крейсерская скорость - 396 км/ч (на уровне моря).
Дальность действия:
боевой радиус - 690 км;
практическая дальность - 2627 км (без дозаправки);
при вертикальном взлёте - 2225 км;
при взлёте с коротким разбегом - 3340 км;
Практический потолок - 7620 м;
с одним двигателем - 3139 м.
Скороподъёмность максимальная - 16,25 м/с.
Максимальная эксплуатационная перегрузка - +4/−1 g.

В апреле 2011 года шесть конвертопланов из состава 226-й эскадрильи средних конвертопланов 26-го экспедиционного отряда корпуса Морской пехоты США перелетели с британской военной базы Кэмп-Бастион в Афганистане на универсальный десантный корабль «Кирсардж» в греческом заливе Суда. Расстояние полета составило 4,5 тысячи километров. В полете было совершено две дозаправки с самолетов-заправщиков KC-130J Super Hercules. Это стало первым межконтинентальным перелетом для конвертопланов. 3 мая 2011 года на борту V-22 Osprey было перевезено тело убитого в ходе тайной спецоперации Усамы бен Ладена из Авиабазы Баграм на борт авианосца «Карл Винсон», после чего оно было похоронено в море.

MV-22 Osprey











CV-22 Osprey



Концепт V-22 Osprey




Конвертоплан разрабатываемый в СССР

В 1972 году при КБ имени Миля возник проект винтоплана Ми-30, имеющим классическую схему с парой поворотных винтов (гондолами с винтами и двигателями). В рамках этого проекта, проводились аналитическо-конструкторские исследования, состоявшие как из теоретических работ, так из испытаний моделей поворотного винта на аэродинамическом стенде. По результатам этих работ в проект винтоплана вносились соответствующие исследования, так например, взлётная масса увеличилась с 10,6 до 30 т, с одновременным увеличением как мощности двигателей, так и полезной нагрузки. Постройка первых летающих образцов была запланирована на 1986-1995, однако в связи с наступившей перестройкой, винтоплан не был построен.© Отсюда

По теме: Разнообразие вертолетов

авиация, картинки, техника, интересно

Previous post Next post
Up