Центральные банки - изобретение государства. Они позволяют государствам регулярно и незаметно подворовывать у своих граждан. Но иногда центральные банки воруют по-крупному. В начале 90-х годов прошлого века вновь созданный Банк России обобрал всех, у кого были рублёвые сбережения. Обобрал в пользу Правительства и нескольких сотен людей, которых потом стали называть олигархами. Как это происходило?
В 1992 году цены в России выросли в 26 раз, в 1993 году - в 9,5 раз. В эти два года было сказочно выгодно брать кредиты у Банка России, потому что проценты по таким кредитам - Банк России называет эти проценты ставкой рефинансирования - были гораздо ниже темпов инфляции. В 1992 году максимальная ставка рефинансирования составляла 80 %, в 1993 году - 210 %. У Банка России напрямую кроме Правительства мог занять только коммерческий банк, поэтому стало очень выгодно создавать коммерческие банки. Пожалуй, все олигархи прошли через создание своих банков.
Занимает такой новый, олигархический банк у Банка России в начале 1992 года 1 млрд. рублей и покупает на занятые деньги завод. Тогда они продавались в ходе приватизации. В конце года надо вернуть этот миллиард и проценты 800 млн. рублей, чтобы выполнить все условия кредитного договора. Но завод через год стоит в обесцененных рублях уже не миллиард, а 26 млрд. рублей. Малой доли продукции, произведённой этим заводом, достаточно, чтобы рассчитаться с основным долгом и процентами по нему. Аналогичную операцию можно было провернуть и в 1993 году. Правда, в 1993 году навар был поменьше, так как обесценение рубля замедлилось, а ставка рефинансирования повысилась.
При таком соотношении инфляции и процентов кредиты Банка России были, по сути, подарками Банка России, но не за свой счёт, а за счёт держателей рублей, чьи рублёвые сбережения стремительно теряли свою ценность. Первый управляющий Банка России, Георгий Матюхин, спасая Банк от убытков при выдаче кредитов, повышал ставку рефинансирования, доведя её в мае 1992 года до 80 %, на что резко возражал спикер Верховного Совета Руслан Хасбулатов. Интриговал против Матюхина и
Александр Руцкой, которому Матюхин отказал в ряде миллиардных кредитов.
Упорного Матюхина на посту Банка России в июле 1992 года заменил более покладистый Виктор Геращенко, который не менял ставку рефинансирования (80 %) до конца марта 1993 года и при этой подарочной ставке щедро раздавал кредиты Правительству и коммерческим банкам, ещё больше разгоняя инфляцию. Кстати, Егор Гайдар впоследствии очень жалел, что предложил Геращенко, как замену Матюхину.
Многие, в том числе, например, Сергей Глазьев полагают, что трудовые сбережения россиян были конфискованы в результате криминальной приватизации. Это не так. Сбережения похитил Банк России, приватизация тут ни при чём. Приватизация лишь дала возможности потратить уворованные при помощи Банка России деньги.©
Е.Н. Репин