По итогам круглого стола, посвященного освещению истории XX века в школьных учебниках, ученые пришли к "консенсусу по большинству трудных вопросов той эпохи", сообщил газете "Коммерсантъ" заместитель директора Института российской истории Сергей Журавлев. События и процессы, согласия по которым в научной среде нет, нужно будет, по его словам, "вариативно" преподносить в школьных учебниках.
Ученые, многие из которых являются авторами школьных учебников, достигли консенсуса в отношении Октябрьской революции 1917г., которую в советские времена называли главным событием XX века. Теперь предлагается революцией считать не конкретное событие, а "процесс", пояснил С.Журавлев. Началом революционного процесса участники круглого стола считают "переворот в феврале 1917г.", который пока называется Февральской революцией. Точно так же переворотом следует определять и Октябрьскую революцию. Дату этого переворота - 25 октября - предлагается считать днем начала гражданской войны, а ее завершение и есть конец революции как процесса.
Сложился консенсус и в отношении сталинских репрессий, прежде всего тех, что имели место в 1937-1938гг. Все участники обсуждения согласились, что это не было "спонтанным явлением". Репрессии, по словам С.Журавлева, были "правомерны в логике диктатуры пролетариата, которую установили в стране большевики". Установки, которыми в советские времена оправдывались массовые репрессии ("пятая колонна" при угрозе мировой войны), а затем их порицали ("перегибы" НКВД), теперь признаны несостоятельными.
Ради сохранения научного подхода историки категорически отказались от характеристик "эффективный менеджер" или "кровавый палач". Поспорили историки и о терминах. Одни предлагали отказаться от термина "сталинский социализм", но тогда пришлось бы отказаться и от термина "десталинизация", который неотделим от эпохи хрущевской оттепели, заметили другие.
Особым вопросом стала Великая Отечественная война, хотя консенсус по этой теме был достигнут. Близки ученые к согласию и в оценке перестройки. Реформы Михаила Горбачева признаны позитивными, но слишком запоздалыми. В целом же, как считает С.Журавлев, "пика своего СССР достиг в 60-е годы" прошлого века. Поэтому с 1970-х гг. в курсе истории страны, по его словам, должна быть солидная экономическая составляющая. Без этого не будут понятны ни суть перестройки, ни причины развала СССР, ни противоречия реформ Бориса Ельцина.
В отношении 1990-х гг. историки не пришли к общей оценке. Однако С.Журавлев надеется, что консенсус в этом вопросе достижим, тем более что обсуждать историко-культурный стандарт будут еще минимум полтора месяца (окончательную версию стандарта президенту представят 1 ноября). Если согласия по какому-либо вопросу не будет, значит, в школьных учебниках истории нужно излагать вариативные трактовки тех или иных исторических личностей, событий и процессов.
Больше всего участников круглого стола удивило то, что авторы историко-культурного стандарта считают, будто школьникам достаточно знать историю страны до 2000г. Они отметили, что история в школе - не только научный предмет, но и воспитательная дисциплина. Потому и важно, чтобы подростки изучали то время, которое они знают и помнят по собственному опыту. Поэтому в стандарт предлагается включить и период с 2000г. по 2012г.©
Отсюда