Рубрика «Тебе всё равно никто не поверит» становится регулярной

Aug 30, 2013 10:30

24 августа 2013 года, в городе Эдинбурге, мой герой в стендап-комедии Stephen K. Amos прямо посреди своего шоу предложил мне выйти на сцену и выступить с моими шутками.



Мне очень хотелось поделиться этой историей как можно скорее, поэтому я быстро снял на видео небольшой рассказ, куда вставил несколько фрагментов своего выступления, которые Нина успела захватить на айфон.

image Click to view



Но поскольку это событие до сих пор не отпускает меня, и я в тысячный раз прокручиваю его в своей голове, я решил выписать его во всех подробностях и впустить в свою голову какие-то новые впечатления.


Стивен К. Эймос - один из моих любимых стендап-комиков. Особенно мне нравится то, как он сочетает в себе дерзость, агрессивную атаку на вещи, которые ему не нравятся, и запредельное обаяние, уязвимость, деликатность. Он может напасть на зрителя, который этого вполне заслуживает, но не размазать его (хотя это очень даже в его силах), а приподнять, сделать немножко героем, задружиться с ним и успокоить.

image Click to view



Ну и плюс всё, что считается ремеслом: компактность языка, сжатость историй, осмысленность пауз, ритм без единого зазора - всё это у него на высоте.

Билеты на него я купил ещё в Москве. Что было правильно: во время фестиваля на звёзд билеты раскупали быстро, к тому же это был его последний концерт, и он попадал на субботу, то есть весьма ходовой день. Шоу называлось «Work-in-progress», и билет стоил всего 10 фунтов. «Всего» - потому что для его уровня это совсем немного, на его регулярные шоу цена билета 16-17 фунтов. Такое название шоу означало, что во время выступления он будет пробовать какой-то новый материал, и некоторые вещи могут не сработать. Отсюда и относительно невысокая цена.

Зал человек на 150-200. Точнее сказать сложно. В этом клубе я смотрел Стюарта Ли, сидя в дальнем конце зала, и это расстояние пожирало часть эффекта: не все жесты были видны, некоторые интонации заглушались смехом или просто не долетали до меня. На этот раз мне хотелось схватить всё, поэтому мы пришли пораньше и встали в очередь одними из первых. Сели прямо в первый ряд.

Перед началом первые два ряда обошёл какой-то чувак (ассистент Эймоса) и раздал нам листочки с ручками. На листочках было написано: если бы Стивен К. Эймос должен был говорить от лица какой-то группы, то что это была бы за группа? (Шоу, над которым он работает, называется The Spokesman.)

Я не хотел шутить, просто хотелось написать какой-нибудь комплимент. Поэтому я написал следующее. When the aliens (the evil ones) hit the Earth, Mr. Amos should be a spokesman for the human race. Because he’s just adorable! And no one would have a heart to destroy a planet that produces such lovely species as Mr. Amos. На обороте я написал: Kolya. И отдал бумажку чуваку.

На сцену вышел Эймос. У него был красный планшетик с бумажками - ну да, work in progress.

Меня всегда раздражало, когда мы с Ниной приходили куда-то - в ресторан или в гости, - и Нина плюхалась на стул, не раздевшись и не сняв рюкзак. Понятно, она художник, у неё голова вообще в другой галактике, но я постоянно пытался её образумить, заклиная именем этикета. Она и сейчас села на первый ряд в плаще, застёгнутом на все пуговицы, и держа в руке стакан с чаем. На улице был уже вечер, совсем не жарко, у меня самого текли сопли, поэтому я ничего не сказал.

Сейчас я уже вижу, как рука судьбы шурудила - и когда продавала нам билеты, и когда понижала температуру тем вечером, и когда подбирала мне женщину с таким пунктиком. Всё окупилось.

Эймос сразу же сказал зрителям, что в зале будет жарко, и кондиционер дует только на левую часть ряда, где сидят эти везучие… Стоп! Кто это? Ты что, в пальто? А что у тебя в стакане? Горячий чай?! Ты издеваешься?! Ну-ка давай на сцену!

Нина поднялась на сцену в своём плаще. Все очень смеялись. Он спросил, откуда она. Нина ответила, что из России. Эймос прямо расцвёл. Поднял глаза горе и патетично воскликнул: «Thank you, comedy god!» Нина держалась молодцом, хотя и немножко растерялась. Я хотел её сфотографировать, но телефон был у неё в кармане, а свой я отдал парням из Improvabunga, чтобы они сняли для меня своё выступление. Но уже тогда я был счастлив: моя девчонка на одной сцене с моим кумиром, все смеются - что может быть лучше?

Он попросил её снять плащ, она сняла. Нормально? Нормально. Он начал выпытывать у неё, чем она занимается. Нина в итоге сказала, что она дизайнер. Эймос воскликнул: «Designer of coats?!» Все снова засмеялись, и Нина почему-то протянула плащ ему. Ну тут он разошёлся: мол, вот как люди приходят в заведение - дают верхнюю одежду первому попавшемуся человеку, потому что он чёрный. Я сам дико смеялся, Нина тоже.

И он её спрашивает: с кем ты пришла? С моим парнем. А чем он занимается? Я думал, она скажет, что я сценарист (я скоро выложу ещё один пост про Эдинбург: там как раз о том, что одному комику во время концерта я ответил, что я тоже комик, и он сказал, что больше не будет ко мне обращаться - мало ли; а другому я сказал, что я сценарист, и мы отлично побеседовали). Но Нина размеренно ответила: He is a stand-up comedian.

Тут просто буря поднялась! Эймос захохотал, повернулся ко мне и спрашивает: правда, да? Я говорю: да. Он: а ты когда-нибудь выступал по-английски? Нет, говорю.

И он говорит залу: сегодня мой последний день в Эдинбурге - давайте сделаем что-нибудь необычное. И все сразу поняли, к чему он клонит, закричали «Yeah!», зааплодировали. Он говорит мне: давай, через двадцать минут выйдешь на сцену, готовься.

Всё, Нина сошла со сцены, села рядом, я её поцеловал, она сказала: «Ну ваще, да», - я не мог не согласиться. Попросил приготовить айфон. Она посмотрела на меня, как на маршала Очевидность.

У меня был кое-какой материал на английском. Мне иногда приходили в голову разные мысли, идеи для шуток, и я их записывал - ещё во время июньской поездки в Америку.

Игорь Меерсон, который в этом году тоже отметился в Эдинбурге, скинул мне контакты чувака, который организовывал открытый микрофон в Эдинбурге. Я перечитал свои заметки, увидел там дельные вещи, проговорил их про себя несколько раз и пошёл искать этого чувака. Объяснил ему, кто я, сказал, что был бы счастлив дать угля на две-три минуты. Он дал мне визитку и попросил написать ему e-mail. Ну да, конечно. Написать емейл во время фестиваля. Самое время для электронной почты, когда тут сумасшедший дом, все постоянно друг с другом встречаются, разговаривают, и все доступны друг другу в течение 5-10 минут ходьбы. В общем, это был лучший способ деликатно послать человека.

Ну, думаю, ладно. Не хочет - не надо. Мне меньше мороки, тут и без этого столько всего надо увидеть и впитать.

Но на концерте Эймоса я начал лихорадочно прокручивать в голове все эти идеи и полушутки. Я их никогда не пробовал на людях. Но опыт уже подсказывал, что из двух-трёх панчлайнов один мне точно удаётся. Если такая же статистика сохранится и в английском языке, я буду счастлив. Займу максимум три минуты. Если посмеются три раза - уоу, всё на свете было не зря.

Что он говорил, вообще не помню. Помню, хотелось перестать себя накручивать, хотелось расслабиться, послушать его шутки (жёг он отменно), но меня прямо колотило. Он иногда вставлял в шутки что-то про Россию, показывал в нашу сторону, все смеялись, но почему - не помню.

И вот он в какой-то момент говорит: «Сегодня особый день! Сегодня у меня в гостях мой друг, international comedian… Vladimir!» Все зааподировали, засмеялись. Я думаю, многие помнили, что меня зовут как-то иначе, но точно не Владимир - он просто назвал самое очевидное русское имя.

Ну, дальше фрагмент есть на видео. Я бодро выскочил, взял микрофон, говорю: «My name is Kolya. Try it!» И зал дружно выдыхает: КОЛЬЯ! Я не ожидал. Тут же их похвалил и повернулся к Эймосу: мол, какой ВладимИр, амиго? Все прочитали эту эмоцию, он первым засмеялся, и дальше всё просто понеслось.

Работало ВСЁ. Честное слово. Не буду перечислять всё - он потом написал мне в твиттере, что шоу было записано, и есть возможность выцепить видео целиком. Может, получится.

Волновался, конечно. Ноги у меня натурально тряслись. Коленки ходили туда-сюда. Наверное, это даже заметно было.

Был один момент, когда люди просто заходились хохотом, но это вышло совершенно ненарочно. Я сказал, что изучал педагогику (что правда - мой лицей был прикреплён к педу имени Крупской): «I have been learning pedagogics». Конечно, надо было сказать studying, и не pedagogics, а, например, teaching. Но после слова с корнем «peda» зал зашёлся. Я понял, что где-то ошибка, повернулся к Эймосу и говорю: мол, pedagogics - что-то не так?

Он смеётся, пожимает плечами и показывает на зал: мол, сам разбирайся. Я понимаю, что я каким-то нелепым образом апеллирую к педофилии, уже надо сворачиваться, но при этом хочется подлить момент. Я говорю: Pedo - it's a Greek word, it means working with kids. Люди валяются.



Ну я свернул эту тему. Дал ещё пару шуток. Потом - то, что уже есть на видео - про Шотландию (easy target, я согласен, но и я не самый глубокий артист), и поклоны. Они так зааплодировали и закричали в конце, что я над сценой слегка приподнялся. Обнял Эймоса  - хотелось ему как-то прямо тут объяснить, как много он для меня этим всем сделал.

Он вышел на сцену, вызвал ещё волну аплодисментов в мой адрес. Сказал, что у него такое первый раз, он не ожидал, что кто-то так сходу из зала будет таким смешным, мы обязательно должны поговорить, уточнил, не хотим ли мы чего-нибудь в баре (у меня была шутка насчёт того, что я из России, и при этом не пью алкоголь). Заверил всех, что всё это не запланировано, пошутил по поводу того, что хватит уже мне аплодировать - все пришли на него, и дальше шоу пошло своим путём. Было очень смешно. Я расслабился.

Обменялись с Ниной многозначительными «ваще». Она мне показала айфон, забитый фотками и видео. Суперженщина, ничего не скажешь.

А потом наступил финал шоу. Он достал бумажки про spokesman'а и стал зачитывать. Я думал, что ему отобрали самые смешные и короткие варианты - потому что смех был после каждого. Много было локальных шуток, которые я не понял. Он произнёс какую-то аббревиатуру из трёх букв, и зал очень смеялся. Ну, думаю, куда мне с моим-то комплиментом? И тут вдруг он зачитывает его. И люди смеются - я даже не совсем понимаю, почему. Он сам смеётся. И спрашивает: кто это написал? Я поднимаю руку.

Тут просто взрыв хохота. Есть такая штука в комедии - callback, - когда ты обращаешься к чему-то, что было раньше в шоу, в фильме или скетче. Это всегда вызывает смех. Вот я был этим колбэком. Эймос прямо сложился в этот момент. Правда, говорит, не шутишь? Я говорю: там на обороте моё имя. Он разворачивает бумажку, показывает в зал и снова смеётся.

Потом он перечисляет всех людей, к которым обращался во время шоу, называет меня тоже, жмёт мне руку, уходя со сцены, и просит дождаться его, чтобы поговорить.

Пока мы шли к выходу, человек 10, наверное, сказали мне, что было очень здорово и смешно. Впервые я слышал это на английском языке! Йуху!

Дождались Эймоса.



Я ему попытался объяснить, что он для меня значит и что он сейчас сотворил для меня. Среди прочего я сказал ему, что его DVD я не скачал, а купил (это правда). Ну да, я мастер комплиментов, и мне 10 лет. Мы пошли в бар. Он спрашивал, как выглядит стендап в России. Я спрашивал, как он готовит шоу, в чём, собственно, заключается этот work in progress. Он показал листочек из планшета - там были записаны панчлайны, и возле каждого стояло некоторое количество галочек. Ими он отмечал, вызвала шутка смех или нет. В некоторых местах разросся густой кустарник, в некоторых - штук пять одинок птичек. Последние не доживут до большого шоу.

Он рассказал, что в Лондоне иногда выступает без объявления в небольших клубах, среди менее известных комиков. Даёт немного ударных, проверенных шуток, и тем самым завоёвывает зал, а потом выдаёт новый материал, который требует проверки. Если чувствует, что теряет зал, снова лупит чем-то убойным.

Его ассистент - то ли из искреннего любопытства, то ли из желания взять меня на слабо - спросил, какие шутки Эймоса мне нравятся. Я сходу выдал несколько любимых - Эймос довольно покачал головой: he really knows my stuff!

Сказал, что мне нужно обязательно приехать в Лондон и повыступать там, у меня неплохие шансы, и если я доеду, нам надо будет обязательно связаться, он мне что-то посоветует. Обменялись контактами, его ассистент тут же добавил меня в фейсбуке.

Пару раз подходили его знакомые, он тут же начинал им рассказывать: уау, что вы только что пропустили! Короче, сидит вот эта девица в первом ряду В ПЛАЩЕ...

Мы говорили где-то с полчаса. Удивительно, что сейчас я уже почти забыл весь разговор, хотя тогда он мне казался невероятно значительным - как будто я увидел что-то невозможное.


Он пошёл на такси в аэропорт, а мы с Ниной пошли в гости к Импровабунге. Я чувствовал, что всё, что я до этого делал, я делал правильно. Все эти поиски субтитров, бесконечные часы со словарём, учебники, упражнения, полуторачасовые концерты, которые я брал приступом, вся эта горячка, когда не давалась шутка, а я гнул её и мял, чтобы она стала меньше и туже, баранья упёртость, с которой я смотрел в сторону, где заходит солнце, и отсекал от себя все эти заклинания про русский менталитет, который не такой, как там, поэтому надо быть потупее - всё это в итоге окупилось. Рука судьбы сняла меня с полки и поставила на клетчатую доску. Я пока ещё не понял, с какого краю и какой у меня номинал, но факт тот, что я уже в игре.

Снять квартиру в Лондоне на месяц, кстати, не сильно дороже, чем в Москве. А на билет мне как раз хватает аэрофлотовских миль. Йеп.



мой стендап, творчество зарубежных коллег, Эдинбург

Previous post Next post
Up