Ваш человек в Эдинбурге - Коля Куликов. Выпуск #1

Aug 15, 2013 08:26

Ну, братцы, я в Эдинбурге!
Лет пять мечтал: вот бы попасть, вот бы попасть… А потом - раз, купил билеты и поехал. Оказывается, так оно всё и делается.

Возможно, вы знаете: тут каждый август, со 2-го по 26-е, проходит большой фестиваль - Edinburgh Fringe. Театр, музыка, книги, ярмарка рукодельных художеств и т.п. И среди прочего - невероятное разнообразие всего, что попадает под определение comedy. Одного стендапа - 544 наименования. За этим я и поехал.

Весь город превращается в балаган. Любое кафе, бар, театрик, подвал, где можно поставить свет и микрофон, получает гордое название «Fringe Venue номер такой-то». Даже участки улиц отдаются под определённое время уличным аристам.

Точное место я не нашёл, но где-то рядом с этими колоннами Эдди Иззард в "Believe" выкручивался из цепей на одноколёсном велосипеде. Это какой-то итальянский чувак, который залез на двух зрителей и поставил себе на голову бомбу с зажжёнными фитилём, которая в итоге взорвалась серпантином. Сфотографировать не успел, потому что аплодировал.




Педантичное английское расписание даже для уличных артистов: каждый знает, когда выйти, когда уйти.



На ходовых улицах на каждом углу стоят артисты и скауты и зазывают на свои шоу. Стараются. Конкуренция невыносимая.











Случайно подглядел, как в одном закутке, видимо, лидер театрального кружка натаскивал свою маленькую армию. У них заклеены рты, и на бумажках написаны разные слова - freak, love, drugs и т.п. Похоже, они планировали какой-то флешмоб, и он им показывал, после каких его жестов что они должны делать - идти, ложиться, взлетать и т.п.



Один из них заметил меня и пошёл навстречу мне. Я быстро надел шапку-невидимку и на всякий случай растворился в воздухе.

Разобраться, кто чего стоит, сходу невозможно. Вот этот забор весь заклеен афишами стендап-комиков. Как только выходят рецензии на кого-то, поверх афиш наклеиваются цитаты из рецензий со звёздочками.



Вообще, стендап тут в почёте. Вот, например, стеллаж в крупном сетевом магазине HMV - исключительно стендап.


На заведомо крутых ребят, которых я давно хотел посмотреть, я купил билеты ещё в Москве. Не прогадал. На Стюарта Ли взял последние билеты. На Пола Зердина сейчас уже всё продано. На Alternative Comedy Experience уже не успел. Если купить билеты через интернет, то потом можно прийти без очереди к кассе самообслуживания, провести там карточку, и касса печатает тебе длинную ленту (в моём случае) билетов. Вот кое-что из моих сокровищ.



Я прилетел рано утром, ночь не спал, и думал, отлежусь в хостеле, а потом пойду шататься. Но оказалось, что заселить меня могли только после трёх. Поэтому я нафигачился кофе и пошёл. В первом же веганском кафе познакомился с парнем по имени Митя - наполовину кореец, наполовину русский, - актёром, который восемь лет живёт в Эдинбурге и работает в этом кафе. Разумеется, у них свой спектакль, и он меня на него позвал. Как раз всё, как мне нравится: пародия на нуар, никому не известные артисты, спонтанность и никакой надежды на шедевр, начало в 13:35. Самое время для комедии. Билет 8 фунтов.



Спектакль шёл в небольшом зале обычного отеля: добавили чёрный задник, приподняли сцену. Зрителей (человек 15-18) завели в зал почти мгновенно. Я даже не успел сфотографировать, как погас свет, и началось представление. Если вы смотрели "Dead Men Don't Wear Plaid", то примерно представляете, что можно сделать в этом жанре - материал этот уже плотно проработан, и чему-то принципиально новому тут появиться крайне сложно. Местами забавно, всё довольно энергично и старательно, диалоги замечательные. Меня смутило, что в конце артисты не вышли на поклон, а просто всё закончилось, и включился свет. Как в кино. Мне кажется, даже зрители хотели побыть ещё немного с актёрами, поаплодировать, выразить признательность. Но, может, так принято. Завтра спрошу. Продолжалось всё где-то час.

А на улицу выходишь - напротив ненавязчиво так стоит древний замок на скале.



Хостел Caledonian Backpackers оказался симпатичным местом. Очень рекомендую. Это моя четырёхместная комната. Если вам нравятся другие люди и экстрим, есть ещё 12-местные номера.



Я думал, залипну на часок-другой, и снова пойду шататься, но заснуть так и не смог. Пошёл сразу. Выбрал стендап-шоу с несколькими комиками, про которых ничего не знал. Место тут известное, и я как-то внутренне доверял. Билет 8 фунтов.



"Early" - значит, начинается в 19:30. Есть ещё дневное и вечерное шоу. Лайнапы везде разные.

Очередь во все заведения стоит на улице. Половина с пивасом. Зрителям - от 20 лет до бесконечности. Что меня поражает, пожилые люди по духу - такие же, как подростки. Реально, у всех психологический возраст - лет 20-25.



Все легко откликаются на шутки, смеются, уукают, но при этом конкретно в этом заведении никто не хеклерил. Зал оказался в подвале, довольно тесном и душном, но это вообще никого не парило. Все - как будто впервые вырвались из дома на свободу и были счастливы повеселиться. По пути в зал зачем-то стояла ванна.



Все комики шутили про то, что зал похож на whale's vagina: душно, тесно, влажно. Но когда все это признают, уже не замечаешь этого. Это я снял, когда всё закончилось.



Всё продолжалось где-то 1:20. Три комика и ведущий. Ведущий шутил только про зрителей из первых рядов, и это было смешно и резво. Что меня удивило, он легко мог сказать про человека cheap fucker или stupid bastard, и это не выглядело обидно. Наоборот, как-то по-дружески, по-доброму озорно. То есть никому и в голове не могло прийти на это оскорбиться. Какое-то беспредельное радушие тут у всех друг к другу. Вот он, Pete Otway.



Ещё Evelyn Mok. Китаянка из Швеции. Много шутила по поводу того, что у неё нет парня. За счёт милого самоунижения иногда подходила к такому моменту, когда я думал: «О нет, сейчас будет за неё неловко!» - а она выруливала на мощный, уверенный панчлайн. Заметил у неё любопытный ход, который превращает самодепривацию в шутки над чем-то большим. Она начинает говорить о том, что конкретно у неё мало секса, а потом выводит это на то, что называется social commentary: например, на феминистский тезис о том, что насильники - всегда мужчины, и даже когда жертвой оказывается мужчина, то по статистике это всё равно сделал мужчина. (Это я написал несмешно - в зале было угарно.)



Оказалась приятельницей Айзека Джонсена, который выступал у нас в «Центральном Микрофоне». Обещала передать привет.

Все они в конце своих выступлений приглашали на свои шоу - бесплатные. Что, конечно, удивительно. Эти ребята стоят денег. Но в Эдинбурге недостаточно быть крутым, чтобы устроить платное шоу. Надо быть как-то по-особому крутым, чтобы быть не круче, а иначе, чем остальные 533 комика. Совершенно не понимаю, как это сделать. Наблюдение продолжаю.



P.S. И если вы знаете Стаса Шаповалова из "Мастерской" - ну скажите же, одно лицо!



stand-up comedy, творчество зарубежных коллег, Эдинбург

Previous post Next post
Up