"ТВ в его нынешнем виде - феномен вообще непростой в смысле адресата. Как ни крути, а это восторженный дурак, радующийся всему, что показывают, т.е., в конечном счете, радующийся самому феномену передачи изображения на расстоянии, к тому же с непрерывно улучшающимся качеством картинки, причем улучшающимся с той же скоростью, с какой деградирует смысловое наполнение. А это можно считать основным законом развития новейшего российского ТВ. Почему-то вместе с кинескопом и генератором строчной развертки пропал смысл, и философам еще предстоит осмыслить этот феномен. Может быть, смысл как раз и таился в электронно-лучевой трубке и вместе с потоком электронов исчез?.."
На отчетной неделе приятно порадовал Владимир Познер. За три дня до передачи «Познер» он сообщил на сайте «Познер», что в гостях у Познера 24 февраля будет Михаил Ефремов. Правда, в воскресенье радость закончилась, потому что гостьей Познера так же внезапно и без объяснения причин, которые и так понятны, оказалась Елена Мизулина. Но три дня радости - это тоже немало.
Мой любимый ньюсмейкер Дмитрий Киселев («Вести недели»), как обычно, агрессивно расхаживал по студии, бодал головой невидимых врагов и обличал США за убийство русских детей. «Правомерность закона Димы Яковлева подтверждена», «все это льет воду на мельницу Путина»… Правда, за боданием головой и рассуждением о путинской мельнице Киселев не заметил одного своего конфуза.
Обличая зверские порядки в фашистоидной стране Америка и приемную мать Максима Кузьмина, Киселев подробно остановился на том, что ребенку давали препарат рисперидон. Нетрудно узнать в интернете, что его прописывают при шизофрении, что с учетом личности биологической матери ребенка и наследственности удивлять не должно.
Выходило, что усыновленный и затем погибший ребенок, сын алкоголички, был серьезно болен. Но Киселев вроде как не понял, что сказал лишнее, а начал развивать тезис почти что о репрессивной психиатрии в США. Дескать, закормили рисперидоном, вот и последствия…
Параллельно сбились с ног репортеры канала «Россия» в США - искали компромат. Ничего не нашли, зато приплели гомосексуальные пары в США, которые якобы воспитывают детей из России. Есть таковые на самом деле, нет ли - какая разница? В общем, как выразился когда-то про русско-японскую войну В. В. Шульгин, «воевнули чем Бог послал».
Зато как зычно, как набатно прозвучал в устах Д. Киселева самый главный вопрос дня, недели, года, эпохи, наконец: «Как объяснить детям, кто мы, если в школе нет единого учебника истории России?» Прямо как у Гоголя в «Завещании»: «соотечественники! страшно!..» Страшно без Единого Учебника.
Собственно, за эти поиски публицистического пафоса я Д. Киселева и ценю: чем он больше старается, тем гротескнее получается. Происходит все это от полного непонимания особенностей восприятия передач в домашней обстановке, Д. Киселева и редакторов «Вестей недели» неудержимо тянет именно в пафос, тот, что описан в «Ионыче»: «А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович. Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном: - Умри, несчастная! И все захохотали».
Не меньше удовольствия доставили «железные леди» (НТВ), на сей раз занявшиеся проблемой «Бизнес и политика». Были приглашены депутаты Думы И. Пономарев и А. Исаев, причем первый на роль отрицательного, а второй - на роль положительного героя.
Смысл программы обрисовался сразу: Исаев - «друг» и «свой», Пономарев - «враг» и «чужой». Друга мы любим, врага, если он не сдается, понятно что. Однако самыми интересными в этой диспозиции были не депутаты, а ведущие, забавные, с одной стороны, своим самодовольством, а, с другой, поведением, которое никак не ассоциируется со званием «леди».
Как только «чужой» начинал говорить, «леди» Симоньян начинала кричать, иногда почти переходя на визг, чтобы заглушить Пономарева и не дать ему сказать целую фразу. После чего принималась с гневом обличать. Это мне напомнило глушение западных радиостанций, когда на частоте «Свободы» давали рев мотора. В «Железных леди» взамен мотора включали Симоньян.
Возможно, на их женском языке это даже означает «переубеждение». Но когда прием такого «переубеждения» Пономарева был применен в пятый раз подряд, стало понятно, что это принцип данного ток-шоу: не дать врагу договорить фразу, не говоря уже об абзаце. Враг нужен как изображение, как некий макет, а скажем мы все сами. А если полфразы врагу произнести все-таки удавалось, тогда в ход шла говорящая машинка под названием Канделаки, которая сама отвечала на вопрос, заданный Симоньян, но в отличие от Пономарева отвечала правильно.
В результате беседа протекала комично: в студии стоял шум, как на южном базаре, «леди» задавали вопросы, но не давали отвечать, причем иногда даже Исаеву. Краснодарская глубинка и дочка директора овощной базы в Тбилиси все время чувствовались, несмотря на прикид и полученные от НТВ патенты на благородство. Генетику не отменишь косметикой.
Это пишет Михаил Золотоносов в журнале
Город 812Один из осколков былой питерской журналистики. Мы с ним когда-то работали в газете Час Пик. Миша чаще писал там о культуре, иногда о политике. Мне были интересны его заметки о текущем моменте, как бы взгляд незамутненного начитанного интеллигента. Я рисовал картинки про текущий момент - как бы незамутненный взгляд наивного обывателя, детского простодушного художника)