Николай Коляда вместе со своим театром вернулся из Москвы с масштабных гастролей - 39 спектаклей, все с аншлагом. Уже после поездки в качестве послевкусия телеканал «Культура» в рамках проекта «Я местный» показал фильм о Николае Владимировиче. Мы встретились с ним в театре. Пришлось немного подождать - ещё не закончилась дневная репетиция - из зала доносилась музыка и смех. Ждала недолго, минут десять, но за это время насчитала семь человек, зашедших за билетами. Это в будний день, в дневное время. Потом появился Коляда - в тюбетейке (это неизменно) и тапочках (об этом - позже)…
- Николай Владимирович, люблю к вам приходить - в театре всегда что-то новенькое появляется. Сейчас вот небольшая лавочка с сувенирами - сумки, блокноты…
- Да. Мы это для Москвы делали - сумки и блокноты с фразами из спектаклей, из пьес. Когда я это опубликовал в Фейсбуке, все стали писать: «Ой, боже! Он себя уже цитирует». Ну не нравится вам - не покупайте вы эти сумки. Это мой театр - что хочу, то и делаю. А мне нравятся эти фразы. Вот сейчас проходил мимо, увидел сумку с одной из них: «Была в России зима, а он - жил». Это из спектакля «Землемер». Была в России зима, а я жил… Мы все жили. Мы пережили эти великие, страшные и ужасные девяностые годы, которые все как-то быстро подзабыли. Забыли этот чёрный грязный город, в котором стояли железные киоски, талоны… Всё забыли. Была зима. А мы жили. Выжили.
- В 2011 году в интервью вы говорили: «Москва никого не любит». И ведь действительно - московская публика не сразу вас поняла. Но в последние несколько лет случился какой-то очевидный перелом - Москва оттаяла, распробовала. Почему этот перелом произошёл?
- Возможно, мы время просто опережали. Возможно, люди тогда были не готовы к такому театральному языку. Помню, восемь лет назад на сцене «Современника» и театра имени Мейерхольда мы показывали те же самые спектакли. Сидело ползала, да ещё и в антракте уходили. И вдруг - вы совершенно правы - что-то изменилось несколько лет назад. С каждыми новыми гастролями это всё очевиднее и очевиднее. Мы за три недели в столице показали 39 спектаклей, залы - битком! И это при том, что билеты по нашим меркам недешёвые - 2,5 тысячи стоили в первый ряд.
Возможно, поняли, ради чего я всё это делаю. Вот говорили: «Балаган»… Ну послушайте, я 50 лет в театре - я что, дурак, что ли? Вот возьму и буду просто так придуриваться? Мне что, делать нечего? Для чего-то же, значит, нужна эта скоморошина! Чтобы в финале взять и уколоть в сердце: «Вот, запомни это! И не забудь уже никогда».
Отсюда
https://www.oblgazeta.ru/culture/32314/