Оригинал взят у
twins_en в
Маскарад. Коляда-театрПо соседству с моей бабушкой жила девочка, которой для игр давали лоскутное одеяло. Это одеяло было пределом моих мечтаний! Мне казалось, что красивее его не может быть ничего. Бабушка моих восторгов не разделяла, мама, похоже, тоже. Мне давали настоящие одеяло, покрывала, занавески, не жалея для наших игр ничего, а я продолжала восхищаться одеялом из лоскутков. В какой-то момент я самоуверенно подумала, что смогу сделать его сама - взяла лоскутки и начала мастерить… У меня ничего не получилось, я отложила работу на потом. Потом не наступало - несколько раз принималась, узнала слово пэчворк, признала, что не так и просто собрать обрезки тканей в узор, более того это сложно, а значит это - настоящее искусство.
Почему-то я отчетливо вспомнила эту историю буквально на первых минутах спектакля «Маскарад» Коляды-театра.
Сначала образ возник из-за прямой ассоциации - актеры переворачивали белые листы, на оборотной стороне которой были разноцветные рисунки. Перевернувшись листы образовали разноцветную лоскутную картинку. Она-то у меня и вызвала прямую ассоциацию. А потом, переживая историю Арбениных мои ассоциации становились не такими явными, но все более однозначными… Ибо так четко было все подогнано - жест к жесту, поворот головы к повороту головы, картина к картине… Набор картин, которые складывались в пронзительную историю недопонимания и недоверия. Недопонимание всегда бесхитростно, наивно, подслеповато. Недоверие - угрюмо до отчаяния, безоглядно безжалостно, одиноко…
Что я еще давно поняла, что за видимым сочетанием лоскутков в пэчворке всегда важна идея, история, которая может и не бросаться сразу в глаза, но обязательно проступит при рассмотрении. В театральном пэчворке «Маскарада» Коляды у меня было две истории-видения. Все первое действие мне казалось, что я смотрю историю двух Нин - одной той, что стала женой Арбенина, прожила яркую историю любви и пришла к тому финалу, который всем известен от Лермонтова. Вторая Нина, которая хотела поговорить с Евгением, но не смогла и в результате она осталась одна. Она-то и ходит по сцене, переживая свое одиночество… изучая и примеривая разные истории из жизни…
Вторая история у меня сложилась сразу же с началом второго действия. Я вдруг удивилась, почему я считаю, что это раздвоение истории? Это же история живет в воспоминаниях Арбенина. И он все время вспоминает все то, что привело к их трагедии, его личному аду… а дальше додумывает и передумывает. Именно поэтому за спектакль неоднократно возникают холмики могилы Нины - то их образовывает бесконечной длины вуаль и картинки, то сумочки… Словно вот еще эта ерунда и женский фетиш был так значим, а вот он стал тленным… Именно поэтому ходит постаревшая в его фантазиях Нина, а фото на черном плаще как символ воспоминаний. Но фото на спине, там, где Нина не может их увидеть, а значит это односторонние воспоминания - только у Арбенина… Он просто каждый раз видит, какой бы она могла быть… но не стала…
Когда я поделилась своими «представленными» историями с сестрой, она искренне удивилась, для нее «бабочка» - это судьба. Именно поэтому она подбрасывает браслет баронессе… Интересно, но ведь и эта история кажется подходящей. Наверное, в этом-то и сила театрального пэчворка - сложившись картинки могут образовать разные истории. Вот такой вот Колядоскоп…