Тренинг начинающих журналистов. Как научить брать интервью?

Jan 14, 2011 18:26

 Задание 1
Интервью, один из самых трудных журналистских жанров. Это сплав многих умений, но главное умения общаться. От того, как вы пообщаетесь, наладите контакт, сможете войти в доверие к человеку зависит качество полученной информации. Давайте в течении нескольких минут заглянем в себя и проанализируем свои личностные качества. Запишите на листе 10 качеств, которые помогают брать интервью и 10 которое мешают
Что сложно было в этом упражнении? Какое неожиданное качество вы заметили? Что было легче для вас, определять качества, которые помогают, или качества, которые мешают?
Примечание для ведущих. Главная сложность этого упражнения в количестве качеств, которые необходимо записать. Первые 3-4 получаются легко, а дальше приходиться серьёзно думать. Поэтому надо проследить, за тем, чтобы было записано не менее 10 качеств. Также интересно понаблюдать кому легче писать о своих недостатках, а кому о своих достоинствах.




Задание 2
В интервью очень многое зависит от первого впечатления. Умение "читать" человека достаточно сложное, но вырабатываемое. Попробуем потренироваться в этом умении. Просьба разделиться на пары. Желательно встать в пару с человеком, которого меньше всего знаешь.
А теперь в течение двух минут абсолютно молча понаблюдайте друг за другом в парах. Ваша задача найти в своем партнере не мене шести присущих ему положительных качеств. После, по моей команде, обсудите в парах насколько в самом деле эти качества присущи вашим партнерам.
Что вы заметили когда выполняли это упражнение?
Примечание для ведущих. Основной смысл этого упражнения, прежде всего в создании положительной атмосферы. Ибо каждому приятно, когда о нем говорят хорошее (даже если это хорошее качество не совсем присуще). Поэтому это упражнение можно использовать много раз с разными партнерами.

Задание 3
Прошу пары объединиться в четверки. Ваша задача, на первом этапе выбрать объект, у которого хотелось бы вам взять интервью. На втором этапе вы должны предложить своей четверке кандидатуру и постараться убедить всех в свой группе, что она лучшая. От группы должна в итоге получиться одна кандидатура. Интересно, кто её преложит?
Что было сложно в этом задании? Почему некоторые группы не смогли договориться? В се ли согласны с предложенными кандидатурами?
Примечание для ведущих. В этом упражнении имеет смысл подогреть страсти. Основная задача его - это выйти в обсуждении на идею критериев выбора. То есть для того чтобы договариваться, необходимы предварительная основа. Поэтому это задание можно считать переходным к следующему.

Задание 4
Прошу четверки объединиться в группы по восемь человек. Вы маленькая редакция. Ваша задача в группе выработать критерии по которым выбирается объект интервью. Запишите все критерии, с которыми все согласны на отдельный лист. После этого выберите первую кандидатуру для интервью. Возможно эта кандидатура, появиться только что, а может вы о ней и раньше думали. Главное, что она, по возможности, наиболее полно отвечала созданным вами критериям.
Что вы чувствовали при обсуждении? Как проходило обсуждение? Трудно ли выбрать кандидатуру для интервью?
Примечание для ведущих. На этом этапе поощряется сотрудничество и конструктивность. Хорошо если в критериях будет и параметр реальности и доступности кандидатуры.

Задание 5
Давайте понаблюдаем со стороны на интервью. Для этого устроим маленький театр. Мы все будем зрители, а двое наших коллег будут моделировать ситуацию. Кто хочет первым выступить? А мы все внимательно будет смотреть за участниками и замечать все плюсы и минусы. Перед вами пять стульев. Присаживайтесь на два крайне левых стула. Сидящий слева сбоку корреспондент. А сидящий справа - ребенок из отряда "Малыш". Ну что ж, уважаемый корреспондент, вам за минуту надо взять интервью. А теперь корреспондент пересаживается на свободный стул справа и становиться сам ребенком но из отряда "Лидер". Оставшийся слева участник - становиться журналистом. За минуту надо взять маленькое интервью. Снова смена и теперь берут интервью у вожатой. Снова смена и т.д. Интервью можно взять у старшего воспитателя, депутата Сухого Я.М. директора завода и т.д.
Что хорошо получилось у выступающих? А что не получилось? Как менялась речь при смене роли? Кто еще хочет выступить?
Примечание для ведущих. Упражнение должно показать насколько важно подстроиться под собеседника, научиться задавать правильные вопросы. В принципе можно поставить всего два стула и просто менять роли. Но пересадка дает иллюзию иерархического роста и более полно отражает роль. Упражнение можно повторять несколько раз. Каждый раз, исправляя ошибки.

Задание 6
Сейчас мы попробуем себя почувствовать настоящими "акулами пера", задающими острые вопросы. Но нам нужен настоящий доброволец, готовый посидеть на "горячем стуле" и честно ответить на самые каверзные вопросы. Если есть доброволец то можно начинать. Кто еще хочет посидеть на "горячем стуле"?
Трудно ли задавать вопросы? Что вы чувствовали, когда отвечали? Как вы думаете что легче, задавать вопросы или отвечать? Почему? Что вы узнали о человеке?
Примечание для ведущих. Это собственно и есть традиционное упражнение "горячий стул". Однако акцент здесь надо делать на умение задавать острые вопросы.

Задание 7
Давайте потренируемся брать блиц интервью. Разделимся на два круга - внутренний и внешний. У каждого напротив должен быть партнер. Ребята из внешнего круга берут блиц интервью у партнера стоящего напротив. Можно расспросить о проблемах, о чувствах присущих на данный момент. Через 45 секунд по моей команде ребята из внутреннего круга делают шаг влево, и становятся напротив других партнеров и берут у них интервью. Так пока не пройдет полный круг. После этого внутренний и внешний круг меняется местами.
Какие вопросы были самыми интересными? Какие ответы были самыми интересными? Какие проблемы были самыми частыми? Что было интереснее задавать вопросы или отвечать на них?
Примечание для ведущих. Упражнение очень сильно развивает навыки коммуникации, и создает хороший эмоциональный настрой. Важно лишь не затянуть время, и найти хороший звуковой сигнал (при большом числе участников хлопки просто не слышны).

Задание 8
Общий круг. Прошу высказать впечатления о сегодняшней встрече. Какие мысли появились? Что хочется сделать?

Задание 9
Общий круг. Давайте по очереди сделаем комплимент своему соседу слева. Напоминаю комплимент это то положительное, что вы заметили в человеке именно сегодня, на данном занятии.

Тренинг с сайта http://shkolazhizni.ru

Советы

Previous post Next post
Up