Полуторалетний опыт велоребёнковыгула: пора написать об этом.

Feb 05, 2019 14:45






Велоприцеп
Прицеп приехал, когда дочке исполнилось три месяца. Я собрала его и вышла на улицу - тестировать в качестве коляски. Оказалось, что передние колёса гремят на неровностях, поэтому пришлось возить его надавив на ручку, чтобы коляска ехала мягко. В этот момент я резко возжелала переднее колесо :) Первая поездка состоялась когда дочке было без пяти дней четыре месяца. Стало понятно, что без специальной подушки для фиксации головы никаких прогулок и быть не может. Чуть лучше стало в пухлом флисовом комбинезоне с воротником, неплохо удерживающем шею. И вот приехали подушки и лента, и веложизнь моя стала прекрасна и удивительна насколько это возможно.




Первые разы присоединение к велосипеду заняло довольно много времени. Выяснилось, что без подушек для поддержки головы использование невозможно, так что следующая попытка прогулки отложилась на срок доставки подушки и ленточки с совами.







Удавалось кататься довольно часто, но почему-то заставить себя выйти из дома я себя могла в основном в плохую и очень плохую погоду.







Пока Надя не ходила, примерно до нулевой температуры в прицеп я одевала её в флисовый слингокомбинезон Амама (поларфлис, плостность 300г/м2) на термобельё, укрывала слингом с шерстью, на ножках были высокие утепленные пинетки. Своим дыханием она отлично отапливала кабину.




Съездили с креслом и прицепом в поездку по Беларуси на майские, потом дочка научилась сидеть и в следующую поездку по Калининградской области поехали уже без гамачка для новорожденных, настало время фирменного Baby Supporter. Здесь нервов со стороны Андрея добавилось, т.к. положение менее лежачее и я постоянно оборачивалась для мониторинга: уснула Надя или нет чтобы своевременно зафиксировать голову «совами». Но в целом использование было таким же комфортным.




Чуть позже было докуплено большое колесо и прицеп смог транформироваться в особо удобную внедорожную коляску. Я с неё конкретно зафанатела, т.к. она удобно съезжает своими большими колёсами по ступенькам, замечательно заезжает во всяческие автобусы, ну и конечно прет прямо по сугробам.







Зимой я столкнулась с проблемой, что если ребёнок уснул в прицепе, а мне нужно в магазин или торговый центр (а также в метро, но это не имеет отношения к велосипеду), раздеть не разбудив - не получается. Тогда я купила спальный мешок Elodie Details (китайскую копию). Для пеших прогулок это стало оптимальным вариантом: ребёнка можно почти не одевать, в помещении просто расстегнуть - можно спать дальше. Но конечно самое в этом крутое - что можно прийти домой, расстегнуть мешок и оставить ребёнка спокойно досыпать в коридоре.




Но для использования с велосипедом спальный мешок подошёл меньше. В процессе засыпания дочка съезжала вниз и опускалась по самые глаза, отчего мне приходилось мониторить не только сам процесс засыпания, но и положение носа относительно верха спального мешка. Мои нервы начинали совсем сдавать. Поэтому я начала постоянно чередовать катание с мешком и без него :) Частично эту проблему решила подушка, но с ней были другие трудности. Думала что этой зимой за счёт увеличения роста проблема исчезнет, но этой зимой с прицепом кататься еще не довелось: никак не разгребем вещи после переезда, плюс одолели постоянные простуды.

Отдельно стоит отметить неоценимое достоинство прицепа - пригодность для перемещения грузов. Удавалось поместить в него даже циклокросс со двумя снятыми колесами. С прицепом можно ездить без рюкзака, положив всё нужное в багажное отделение, при этом остается место для того чтобы сходить в магазин за продуктами. При помощи всяческих резинок и прочих приспособ вокруг прицепа можно навесить много и очень много багажа. Особенно хорошо было во времена использования гамачка для новорожденных - под него помещалось весьма много барахла.







Велокресло
Мои отношения с велокреслом описываются фразой «Мышки плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». Но все могло бы быть иначе, не относись я к категории «тревожная мать».

Начинать использовать велокресло можно с момента когда ребёнок хорошо умеет сидеть. Так что когда этот навык был освоен, кресло было незамедлительно опробовано. Первая поездка была особенно ужасна. Буквально через десять минут от начала поездки дочь засыпала, в итоге я минут сорок стояла посреди леса и держала велосипед, меня пожирали комары. Дочь выспалась, поела, я продолжила движение и через ещё десять минут она опять уснула. Окончательно омрачал ситуацию тот факт, что имеющиеся подушки, которые использовались с вставкой-гамачком в прицепе, к креслу не подошли. Пришлось пять километров пешком везти велосипед.







Спустя пару дней я купила надувную подушку, это был довольно удачный вариант, но во-первых, требовал доработки, во-вторых, хорошо работал только при сомнительном способе прикрепления, ну и в третьих, вскоре она лопнула и требовала замены.




Были куплены ещё две подушки, коричневая не спасает от перемещений головы вперед-назад, но для кресел с широким подголовником она отлично подходит: подушка смыкается и сносно держит голову. В Hamax Caress же боковин нет и смысла в подушке нет. Можно было пришить к ней верёвочки, но эта подшука неплохо подошла без верёвочек для зимнего катания в прицепе (со спальным мешком), а потом ушла к подруге с подходящим велокреслом.




А вот зелёная подушка оказалась хороша, в перевёрнутом состоянии она как будто специально сделана для этого велокресла.




И тут оказалось, что в положении для сна кресло неистово раскачивается от педалирования. После прочтения темы на Веломании и общения там же стало понятно, что мне должно помочь крепление на багажник. Заветное крепление приехало, кресло было переставлено на багажник. И тут выяснилось, что от педалирования его действительно не шатает, амортизация работает так, что на каждой кочке происходит резкое качание головы вперёд-назад (а это может привести к Shaken Baby Syndrom).

В один из дней, продолжая жрать кактус, я поехала встретится с подругой в ТЦ Гагаринский. Испытывая глубочайшие моральные страдания, я медленно и печально проехала несчастные 14 км. На обратном пути дочка уснула, я отклонила кресло в положение для сна и оно уперлось в седло. Амортизация перестала работать, голова перестала подлетать на кочках, и в состоянии невероятной эйфории я доехала до дома быстро и комфортно.

Но тряска в процессе езды меня не радовала и я продолжила чередовать крепления в поисках найти оптимум.

Тут мой папа уехал в отпуск и оставил мне ключи от квартиры с кошкой, которую было необходимо ежедневно ходить. Я в очередной раз переставила кресло на подседельную трубу, думая что путь через Битцу излишне трясок. Меня хватило на один день, кресло опять переехало на багажник. Оказалось, что ездить можно и в целом я довольна креплением. Но если бы амортизация кресла не блокировалась бы седлом, то дело было было однозначно - дрянь. Да, путём многочисленных экспериментов было определено, что дочь намного лучше спит в кресле с неработающей амортизацией, недели в отклонённом кресле на усах.

В общем, однозначных выводов я сделать не могу. Пожалуй, кресло без амортизации с креплением на багажник - наилучший вариант. Но это касается двух условий: ровное дорожное покрытие, ребёнок использует кресло для сна в нем. И тут всплывают какие-то пространные образы «более нормальных людей», с которыми невольно начинаешь себя сравнивать.

Во-первых, кто-то катается на скорости пешехода в парке, да ещё доставив туда свои велосипед с креслом на машине. У таких нет проблем ни с тряской, ни со сном. Покатались сорок минут с околопешеходной скоростью (пару раз за лето) - вот и славненько. Эта категория ещё характеризуется тем, что они находятся в здравом уме, и в их головы не залетит дурная мысль использования велосипеда, тем более с ребёнком, в качестве основного вида транспорта.

Во-вторых, есть люди которые не парятся. Им не нужны подушки для поддержки шеи спящего ребёнка, они не затягивают нормально ремни безопасности и не надевают ни на себя, ни на ребёнка шлем.

А так, использование велокресла активно продолжается и по мере роста и взросления ребёнка что-нибудь, да поменяется, и вполне возможно, что в лучшую сторону.

Сравнение удобства в зависимости от дорожного покрытия:
В целом, если сравнивать кресло в положении не для сна и прицеп - разницы особой нет. Проедет и то, и другое. Часто в качестве аргумента за покупку кресла выступает "возможность ехать по дорожке любой ширины", но прицеп тоже едет по дорожке любой ширины.

Например, по такой скользкой дороге с брёвнами и плиточками с креслом я бы шла пешком, а с прицепом вполне комфортно проехала.




А по стандартным проселочным дорогам с двумя колеями прицеп проезжает прекрасно: велосипед едет по колее, а колеса прицепа - по мягкой траве, которая дополнительно амортизирует.







Зато с креслом лично мне по извилистым дорожкам с корнями ехать страшно - в такой ситуации всегда есть риск падения. Кроме того, этот риск сильно повышается, если ребенок спит и приходится ехать на околопешеходной скорости. В этом случае с прицепом ехать намного проще нежели с креслом, т.к. в этом случае не упасть затруднительно.

Тем не менее, сейчас я пересиливаю себя и осваиваю катание по грунтовым тропинкам (естественно без жести в виде нырков и оврагов), например, для таких дорог кресло вполне подходит.




Вообще стоит отметить, что грунтовые неровности намного мягче, нежели даже небольшие бордюры и лежачие полицейские, да и скорости с креслом на грунтах гораздо ниже, нежели на асфальте, где чаще всего препятствие возникает внезапно и наезд на него происходит резко. Так что я отращиваю дзен и наматываю по 15-20 км по ближайшему лесу. Если ребенок не спит и не собирается спать, поездки по лесу проходят для меня намного приятнее нежели по городу.




Сравнение удобства в зависимости от возраста ребёнка:

Ничего не умеет. Это тот период когда кресло ещё не распаковано и ждёт своего часа, а велоприцеп используется со вставкой-гамачком Thule Infant Sling. Честно сказать, для меня это был лучший период с точки зрения отсутствия нервотрепки. Плюсы были следующие: в гамачке ребёнок находится полулёжа; под гамачком в дополнение к багажнику было прекрасное место для хранения всяческого хлама. В этом временном отрезке мы съездили в Беларусь и проехали от Бреста до Гомеля.

Умеет сидеть. В этом период гамачок для новорожденных сменился фирменной вставкой для детей 9-18 месяцев, Baby Supporter. В нём достаточно удачная подушка для фиксации головы, но при засыпании голова всё так же хотела падать вперед, поэтому пришлось использовать всё ту же ленточку на резинке. Количество хлама, который возможно разместить внутрь прицепа, сократилось. Было опробовано велокресло, но было очевидно, что использовать его слишком рано: если в прицепе дочка могла сидеть и смотреть по сторонам, то в кресле за несколько минут отрубалась вне зависимости от того, когда и сколько спала в последний раз. Покатались с прицепом и тандемом по Калининградской области.

Умеет ползать и учится ходить.В этом возрасте дочка не сильно стремилась к самостоятельным прогулкам, поэтому была удобна для транспортировки в прицепе вне велосипеда. Кресло периодически использовалось, но в основном вызывало у меня отторжение. Для того чтобы выгрузить ребенка и погрузить на себя для перемещения по магазинам и торговым центрам нужно было чтобы погода была сносная, имелась лавочка и прочие условия. Прицеп же позволял перемещать ребёнка как в обычной коляске, что однозначно удобно. Этот период пришёлся на зиму, в путешествие съездили с прицепом без велосипеда.

Умеет ходить. А вот тут начинает преобладать удобство кресла. Ребенок хочет ходить преимущественно самостоятельно, а катить коляску и следить за ребенком в одиночку - тот ещё ад. С собой у меня всегда был короткий слинг или другая переноска на случай, если ножки устали или хочется вздремнуть, а велосипед можно приковать к забору и пойти гулять на площадку или пообедать в кафе и не брать с собой огроменную коляску. Но недостаток в том, что много вещей с собой не возьмешь, в магазин за продуктами не поедешь, и кресло по большей части подходит для прогулок ради прогулок - налегке. На майские праздники съездили в Минск с тандемом и прицепом, а в июле - на отдельных велосипедах по Беларуси, Польше и Калининградской области. Оказалось, что с креслом тоже путешествовать вполне комфортно, если не считать возникших технических проблем с собственно креслом и меньшим возможным количеством перевозимого барахла.

Что будет дальше - посмотрим, грядёт третий велосезон и битва кресла с прицепом обязательно продолжится. Кроме того думаем попробовать новый формат - поездки с беговелом и большими пешими прогулками.

Сравнение удобства выноса и заноса домой.

С момента начала использования вынос кресла осуществлялся с ребенком в слинге в заспинном положении. Пока дочь умела только сидеть, требовалось произвести её выгрузку на лавочку или сразу в кресло. Сейчас вносить и выносить велосипед стало чуть легче, т.к. она сама заходит и выходит из лифта, спускается и поднимается по лестнице, держась за стенку. В целом, с выходом проблем никогда не было. Зато с возвращением есть такая проблема как "спящий ребенок". Внести по лестнице и вкатить по пандусу кресло в лежачем положении в одиночку практически невозможно. А сон при вечернем возвращении домой случался сначала в 100% случаях, потом стал примерно в 70. Поэтому, используя кресло, приходится следить за временем, чтобы не стало мучительно тяжело или подгадывать время, когда мне могут помочь с этой непосильной задачей. Фото только такое стрёмное нашлось:




Вынос прицепа по сравнению с этим намного легче: можно посадить прямо в квартире, затолкать в грузовой лифт прицеп и велосипед, скатить прицеп по лестнице за счёт его больших колес, попеременно вынести за дверь подъезда велосипед и прицеп.




А если прицеп забит под завязку - можно и так:




Сравнение удобства в зависимости от погоды:

Для кресел Hamax есть фирменный дождевик, в целом ребёнок не мокнет, но как пользоваться капюшоном по-человечески я так и не поняла. Хорошо выглядит он только на фото, по факту на ветру капюшон раскрывается и работает устрашающим парусом, поэтому я купила чехол на шлем, его пока не довелось выгуливать с креслом.




Собственно, чехол:




В прохладную безветренную погоду я с переменным успехом пользовалась слингонакидкой Diva (была выше на фото с коричневой подушкой). Но при температурах меньше 10 градусов отношения с креслом у меня не сложились: дочка ужасно мерзнет уже через полчаса-час от началаа поездки, пробовала одевать прохладнее и теплее, ничего не помогает.

В прицепе же можно комфортно находиться в любую мерзкую, очень мерзкую и даже глубоко холодную погоду. Вот, например, Балтийский шторм с градом:




Жару и в кресле и в прицепе ребёнок переносит плохо, поэтому мы стараемся не кататься в жаркие часы, чтобы избежать теплового удара.

Сравнение по тяжести перемещения
Начать стоит с того, что и с креслом, и с прицепом ехать значительно тяжелее чем налегке. Если сравнить прицеп налегке и кресло налегке - однозначно с креслом ехать намного легче. Однако страх не въехать в гору и завалиться на бок ощутимо сильнее.
Особенно тяжело ехать с прицепом в ветреную погоду.
Но при этом есть глубоко позитивные моменты. В прицеп, как я уже говорила, можно навалить много-много хлама.
Я терпеть не могу ездить с рюкзаком на плечах, тем более тяжелым.
Естественно, груженый прицеп везти еще тяжелее чем просто с ребенком. Но если неспешно (то есть медитативно и не стремясь приехать из точки А в точку Б к какому-то конкретному времени, и ну очень надо чтобы с собой было много вещей, осознание того, что эти вещи не на своем горбу очень успокаивает.

И немного про велоодиночество

У меня в планах был активный отпуск по уходу за ребенком: велопоходы, прогулки и т.д. Я хотела несколько вариантов: по будням - катание в походы буднего дня с другими велосипедными мамами. Это полный провал, за всё время я покаталась с другими мамами всего четыре раза! И несмотря на регулярные посты с объявлениями везде где только можно, постоянный мониторинг веломам в соцсетям по хэш-тегам, так ничего и не вышло. Даже сайт хотела запилить на манер катушкина с покатушками для мам, но поняла что не взойдет.




Особо хорошими были те несколько дней подряд, когда нашлась компания в лице моей коллеги, чья дочка почти на год старше моей. Я предоставила им велосипед с креслом и мы здорово провели время. Хотя, думаю, коллега вспоминает эти дни с ужасом, так как больше желания совместно покататься у неё не возникало.

На выходных, длинных праздниках и в отпусках я мечатала о семейных поездках. Тут сначала всё шло по плану и все участники процесса были довольны: с трёх месяцев и до года с длинным хвостиком. Но потом совместные поездки и прогулки полностью сошли на нет из-за того, что моя скорость с прицепом/креслом всё падала и падала и: как от отсутствия нормальных тренировок, так и по причинам в стиле "ребенок спит, надо ехать помедленнее", и в целом мои требования к безопасности маршрутов оказались непримиримым противоречием и ездить со мной и ребёнком стало не интересно.







Ну и, конечно, одиночные катания. Казалось бы, нет необходимости ходить на работу, а значит каждый день можно найти время для катания. Поначалу энтузиазма было довольно много и я выезжала в любую погоду. Но потом одинаковые маршруты начали надоедать. Первое время я чередовала их, но потом меня начинало колотить от однообразия. И если в процессе езды на работу-с работы можно было хотя бы отслеживать прогресс в скорости, то велоребёнковыгул - он о чем-то другом.

В хорошую погоду я регулярно выезжала в лес - устраивать дочке дневной сон в гамаке, гамак же сопровождал нас во всех путешествиях. Но, к сожалению, после полутора лет в укладывание в гамаке стало невозможным - вокруг слишком много интересного.







Длинные поездки, в основном, были к моим родителям в гости, а так же на работу через парки. Но с переездом за МКАД после наступления холодов и они превратились в тыкву. На время ремонта в новом жилище я сбагрила туда часть велосипедов и велоприцеп и теперь жду окончания ремонта, развешивания крюков для хранения коней и разведки безопасных способов пересечения МКАД.

А вообще большую часть времени велосипед используется как транспорт: встретиться с другими детными и без- подружками :)







Но совершенно однозначно, мне для рутинного велоребёнковыгула (это как когда круги с колясками наматывают по парку, только не пешком) нужна компания.

И ещё немного про комплекс пешехода.
Наверное, об этом надо вкратце. Я завидую людям без комплекса пешехода. Это тот самый комплекс, который бывает у автовладельца, оказавшегося без средства передвижения и забывшего, каково это: спуститься в метро. У меня нет автомобиля, и вряд ли когда-то будет, а отношения с общественным транспортом резко испортились с рождением дочки. Но велосипед дарит мне бесценное чувство свободы от общественно транспорта и скоростного превосходства над пешеходами, а также конкретно повышает мобильность.

Про технические проблемы, думаю написать отдельный пост. Скажу только, что и кресло, и прицеп оказались весьма недолговечны и хрупки.

Надежда Андреевна, велосипед

Previous post Next post
Up