Страсти не по-детски

Sep 16, 2012 18:01

Продолжаю тему.
Этот пост появился немного раньше, 23 августа, с его автором - Мариной Смирновой - мы познакомились на о(б)суждении статьи Елены Ленковской "Детский Декамерон" в "Урале". Там и комментарии интересные, одним словом, читайте, кого интересуют проблемы детской литературы:

Оригинал взят у fafa_morgana1 в Право на БЫТЬ! Размышляю не только я
              Наступил новый день, появилась новая пища для размышления.
              По рекомендации читателей блога, коллег, для сегодняшнего поста я поспешила ознакомиться со статьей Елены Ленковской  (писателя, искусствоведа и, вообще, хорошего человека) "Детский "Декамерон". Заметки о новой детской литературе" в журнале "Урал" №4, 2012г.
- вот здесь есть электронный вариант статьи: http://uraljournal.ru/journal-2012-4 (можно прочесть, статья очень интересная)
        Не зря говорю, что поспешила. Для того, чтобы ее осознать

(так, чтобы "качественно", профессионально, "по-взрослому"), необходимо вплотную заняться именно темой секса в детских книгах. Я пока только-только затронула эту тему, да и не именно ее, честно говоря, мне бы хотелось анализировать каждую неделю. Но, тем не менее, определенные мысли после прочтения статьи лично у меня появились, и это уже хорошо (опять же, к ней можно потом вернуться уже на другом этапе, и, наверняка, увидеть новые стороны).
          Сразу оговорюсь, что мнение о прочитанном буду выражать лично свое, не как библиотекарь, профессионал (этим, я думаю, смогут поделиться в комментариях более опытные мои коллеги), а просто как обыватель, сам когда-то выросший из подростковых штанишек, а также неравнодушный к детской литературе, особенно для подросткового возраста (нравится мне ее читать, ну хоть что с этим делай!).
           Итак, Елена говорит о новой детской литературе и сравнивает ее с литературой не "новой" (ну, т.е. то, что для нас уже классика - "Приключения Тома Сойера" М.Твена, про Эмиля из Леннеберги, Пеппи Длинныйчулок и некоторые другие).  Я действительно обращаю внимание, что, таки да, какими бы не были проказливыми, нестандартными персонажи раньше, они не целовались с "языком", не изучали в зеркало свое меняющееся тело, не подвергались насилию. Сейчас герой, скорее, наоборот чаще виден подростком, который просто переживает особенности своего возраста: социализация, стремление быть как все, и в то же время сохранить индивидуальность и, как ни крути, свои физиологические изменения и взаимоотношения с противоположным полом.
      Возвращаясь к своим ощущениям подросткового возраста, вспоминаю, что книги М.Твена, А.Линдгрен, мне, бесусловно нравились. Но они не давали ответа на многие вопросы, а давали возможность уйти в "другую реальность". Забыться. Помечтать, как здорово было бы иметь такого друга, который бы мог тебя защитить, не бояться общественного мнения, принимать тебя таким, какой ты есть. Это безусловно, тоже необходимо, но практической помощи нет. (Если я не права, поправьте).
      Лично я, положа руку на сердце, ни за что не согласилась бы снова вернуть свое подростковое детство и "школьные годы чудесные". Возникают проблемы, и не знаешь, с кем поговорить... Психологов раньше в школах не было. С родителями? Не вариант, у них либо свои проблемы, либо проблемы, которые тебе самому решать приходиться. А друзья-товарищи, которые рядом, как раз и являются источником твоих собственных неприятностей. Кто об этом пишет? На ум из прочитанного в детстве приходит только В. Железников "Чучело".
      Но, с другой стороны, Елена абсолютно верно пишет, что для ребят, у которых, в принципе, все складывается как нужно (семья благополучная, есть доверие, теплота) такая литература является "катализатором полового развития". Просто, может быть, книжка рано в руки попала? А как же быть тем, кому "не повезло"?...
      Также, целиком и полностью соглашусь с тем, как автор  противопоставляет культуру и менталитет Западной Европы и наши православные традиции. Что для нас это тайна, не ханжество и закомплексованность, а именно культурная традиция (есть над чем поразмыслить). Здесь сразу же на ум приходит фраза Людмилы Ивановой со ставшим историческим телемоста В.Познера, которая мне очень нравится: "В СССР секса нет, а есть любовь". Кстати, вторая часть фразы ушла в небытие...
        Но, возвращаясь к своему взрослению, знали бы вы, как пугало меня мое собственное тело! Знаете, какие были мысли? "Я взрослею, я больше не ребенок, я становлюсь хуже... Теперь взрослые станут по-другому ко мне относиться, не так, как раньше." Вот тогда бы и почитать историю какого-нибудь героя, обычного, такого же как я. Узнать, что он не боится, потому что на самом деле ничего страшного не происходит. И не помогали мне в этом наши православные традиции, вот ведь в чем дело!
        В статье также есть упоминание и о Ханике с ее Красной шапочкой, о которой я писала в прошлый раз. Елена пишет, что сейчас западные писатели создают свои произведения именно в этом ключе, чтобы быть на пике популярности, чтобы продаваться. Но не говорится у Ханики об изнасиловании! Нет там таких подробностей! Обычный ребенок и не поймет, что же там произошло, нет никакого описания самого процесса. Только переживания, попытка найти выход из сложной ситуации, спастись! И то, что такие книги более для взрослых, чем для детей, тоже верно. Но и для детей тоже! Только не для всех...
Что же теперь делать? Современные западные писатели пишут грубо и топорно о подростках и их особенностях, наши подобные темы вообще не затрагивают. Что читать? Где получать информацию? Что такое жизнь и как с этим бороться?
    Вполне возможно, что мое восприятие однобокое, тогда прошу высказаться.

Детская, О(б)суждения

Previous post Next post
Up