Вина Маркса перед истматом

Jan 30, 2021 18:32

Карл Маркс не читал учебников марксизма-ленинизма изданных в СССР или на западе, находившихся также под влиянием советского или большевистского истмата. Общественные формации у Маркса были следующие: первичная - первобытная, вторичная - включающая рабовладельческие, феодальные и капиталистические отношения (способы производства и формационные эпохи помещаются внутри), третичная - предстоящая, социалистическая или коммунистическая (без придуманных стадий и нелепых откатов «от социализма к капитализму»). Об этом в наши дни замечательно пишет Екатеринбургский философ Андрей Коряковцев.

На какие источники стоит тут сослаться? На черновики письма Маркса к Вере Засулич, Grundrisse (Грюндриссе, первый том собрания сочинений), Введение «К критике политической экономии». Вопрос формаций у Маркса изучен уральским философом Петром Кондрашовым, чью работу не стоит игнорировать.

Особая вина Маркса перед истматом, видимо, состоит в интересе к странному кризису 1873-1880 годов. Во многом из-за этого резко упал интерес классика к радикальной деятельности, а издание второго тома «Капитала» было отложено до прояснения всей природы странного кризиса перепроизводства, ставшего эпохой, но не эпохой революции. Этой проблеме в большой мере посвящена книга «Капитализм кризисов и революций», где вопреки догмам истмата показано, как распутывание клубка противоречий больших кризисов (одним из самых интересных в их ряду был кризис 1873-1880 годов) приводит к появлению нового знания о революциях, их стадиях и типах в развитии вообще и в условиях эпохи капитализма в частности.



Источники по этой проблеме приводятся в моей книге. В немалой мере это письма, но это и черновики уже упомянутого ответа Засулич. Но собирание цитат здесь не закончено. Впрочем, мною почти завершена работа по теории общих кризисов, во многом основанная на акцентах и методе Маркса.

Перечисленные вопросы смело можно записать как вину Маркса, его метода и знания перед истматом. Это ставшее популярным учение дает простую и незамутненную глубоким знанием «революционную» веру. С верой легче жить, и потому эпигоны и эпигонские пророки объективно (своим делом) ставят её выше знания. Но только знание может обеспечить понимание происходящего и надежную надежду. Именно такой принцип был у Маркса, но сейчас это де-факто не признается большинством за марксизм.

история, политическая экономия, философия, экономика, общество, теория, наука, истмат, марксизм

Previous post Next post
Up