200 лет со дня рождения Карла Маркса - большой юбилей. Столетний юбилей отмечали в России объятой гражданской войной. Вникали тогда в мысли Маркса, и казалось, что все получается. В мире тогда марксисты раскололись политически на коммунистов и социал-демократов. Одни делали дело революции, другие приходили к власти мирно, внушая трудящимся надежду, что это изменит их жизнь. Минуло еще сто лет и о Марксе вспомнили лишь в связи с кризисом.
«Капитал» стали покупать и читать. А ведь либеральные экономисты почти вынесли Маркса из учебников, осталась слабая тень и тень эта не исчезла, а начала расти. Маркса на второй век с его рождения стали воспринимать не столько как революционера, сколько как мыслителя (философа и экономиста) давшего инструменты для понимания капитализма. Понять же его сейчас - после стольких неудач левых максималистских начинаний - необходимо. О Марксе мы знаем много. Но есть и то, о чем мы чаще всего не задумываемся. Это, например, «casus 1873», не планово и весьма неожиданно начавшийся большой (с 1873 по 1880 год) кризис в мировой экономике. Его детищем был не социализм, хотя тяготы рабочего класса возросли, но империализм. Не случайно в эти же годы распался I Интернационал (1876 год).
Ситуация 1870-х годов показала ошибочность больших революционных ожиданий, но она также показала Марксу, что он чего-то не понимает в работе капитализма. Но, что это? Только ли дело в центр-периферической структуре капитализма или есть еще какая-то механика, которую гениальный создатель «Капитала» не выявил? Сейчас мы знаем, что и ленинское утверждение об империализме (образца 1900-1920 годов) как высшей и конечной стадии капитализма должно быть еще раз продумано. Мы знаем, что рабочий класс ведет себя не как могильщик последнего эксплуататорского строя, а как класс, весь образ мысли и интересов которого ограничен капитализмом. Нравится ли это тем, кто много сил потратил на изучение работ Маркса и верит в социализм?
У нас так много вопросов, доктор Маркс, что мы хотели бы поговорить с Вами. Мы хотели бы, чтобы Вы были живы и могли поделиться с нами своими поздними размышлениями. Впрочем, не всем Вы нужны. Есть левые, которым все кажется простым и ясным. Для них Вы ценны как икона, как образец служения, как отец-основатель абсолютно верного дела и абсолютных догматов. Для нас же Вы образец интеллектуального поиска. Процесса построенного на принципе содействия прогрессу, на том, что достойно изучать и изменять вместе, и так следует действовать в науке и политике.