Украину не удалось убедить в преимуществах Таможенного Союза, поэтому делаются заявления о том, что она просто стала ему ближе. Однако вполне возможно, что Киргизия и Украина примкнут со временем к ТС в его нынешнем виде, оставаясь при этом членами ВТО. Дурной пример здесь подала Россия и её экономика страдает от членства в ВТО, поскольку доступ на рынок иностранным товарам облегчен. ТС пока остается источником надежд, но не основой независимого экономического развития стран региона.
В целом же процесс интеграции движется медленно: внедавняя встреча в Астане это вновь показала. Расчет на построение нового пространства к 2015 году - это план построенный на уверенности в хорошей конъюнктуре для ищущих общего рынка режимов. Символично, что виновник развала общего пространства именуемого СССР Михаил Горбачев получил в России высшую награду. Дал её прошлый президент - Дмитрий Медведев. Со своей ориентацией на рынки ЕС, Китая и нормы ВТО страны-партнеры напоминают лебедя, рака и щуку из басни Крылова. Они пытаются тащить воз, но могут лишь изобразить, но не исполнить вполне согласованные действия. И вина здесь не лежит на чиновниках, якобы допускающих ошибки. Все дело в господстве в России и Казахстане сырьевого капитала и общих периферийных ориентирах развития.
Таможенный Союз напоминает резервный вариант для Казахстана и России, и встреча в Астане ничего здесь не изменила. Были сделаны дружелюбные оптимистические заявления, но ТС сохранил вид урезанного проекта. Возможно, именно это усиливает колебания Украины. Правительство этой страны знает, что как бы ни были скромны успехи евроазиатской интеграции, они заставляют Евросоюз нервничать. Причина тому - кризис самого этого проекта. Об этом, как и о кризисе всего мирового неолиберального проекта («Вашингтонского консенсуса») говорят многие известные экономисты и социологи, недавно объединившиеся в научной инициативе «Пост-глобализация». Страны образовашвие ТС должны порвать с принципами неолиберализма и сконцентрировать свои усиляи на инвестициях в реальный сектор (промышленном возрождении), проводя протекционисткий курс.
Намечены новые встречи в рамках евро-азиатской интеграции. Однако они вряд ли дадут заметный результат, если страны-партнеры не будут (пусть и медленно) отступать от неолиберальных принципов, от ориентации на подчиненное, периферийное развитие. Правда, случиться это может лишь под давлением проблем на мировом рынке. А главным врагом ТС выступает ВТО, поскольку вместо уязвимой открытости для развития постсоветским экономикам необходимы защита и расширение.