А. Ильенков. Байка "Мышь"
В одном фильме герой говорил, что если у кого рот заклеен скотчем, то срывать этот скотч нужно быстро и резко - так менее больно. Я так думаю, что этот принцип справедлив по отношению не только ко рту и его скотчу. Точнее, я в этот совершенно убежден. Неприятные действия и непопулярные решения нужно претворять в жизнь сразу и решительно. А то будет еще хуже.
В качестве примера приведем мышей. Когда у меня дома заводится мышь, я действую быстро и решительно. Я ставлю на ночь мышеловку, и наутро (а бывало, что и через пять минут) мышь убита наповал. И все.
И даже однажды, когда опять завелась мышь, а мышеловка сломалась, я пошел в магазин за новой. Спрашиваю: "У вас мышеловки есть?" Продавщица отвечает: "Нет". Я говорю: "Тогда дайте топор!" Продавщица очень смеялась. А напрасно.
Но не все так безжалостны, как я. Есть люди сердобольные. Именно такими людьми изобретены так называемые "гуманные" мышеловки. (Хотя это название и не совсем логично: поскольку мышь все-таки не человек, а как бы зверь, по-латински "бестиа", логичнее бы называть их, что ли, "бестиарными". Или нет, лучше просто - нелетальными.) В общем, такое нелетальное, исполненное толерантности приспособление для отлова грызунов.
И вот тоже завелась дома мышь у одной моей знакомой. А женщина она сердобольная и вполне политкорректная. Но мышей, между прочим, боится до визга. И купила она мышеловку, но, конечно, нелетальную. Положила бесплатный сыр, и ждет эффекта. Эффект не замедлил сказаться: мышеловка захлопнулась.
И вот после поимки начались проблемы. Я узнал об этом по телефону. Она мне звонит и сообщает, что мышь поймана. Я поздравил. Она спрашивает: "И что мне теперь с ней делать?" Я отвечаю: "Дык, елы-палы! Раз уж мышеловка гуманная, то, как говорится, Груздева надо отпускать!" - "Ага, отпускать! А он снова будет по кухне бегать?" - "Конечно, будет. Отчего бы ему не бегать? Жив, здоров, слава Богу!" - "Ну уж нет!" - "Тогда надо его валить". - "А как?" - "Ну я не знаю... Ну достань его и отрежь голову".
Она попросила не говорить всяких ужасов, а что-нибудь дельное придумать. Стали мы думать. А придумать нелегко, ситуация непростая. Потому что мышей она боится и во всяком случае ни за что до узницы не дотронется. А отпускать - мало того, что глупо, но и страшно: а вдруг мышь на нее бросится?! В конце концов надумали мышеловку вместе с добычей утопить в ведре. Чтобы мышь как-нибудь не вырвалась на свободу, знакомая крест-накрест перевязала мышеловку скотчем, набрала ведро воды, бросила туда это свое сооружение, и сверху накрыла медным тазом. На всякий случай. Мышь утонула. Но за это утро моя знакомая натерпелась столько страху, что решила впредь пользоваться антигуманной летальной мышеловкой.
А вот другой мой знакомый, убежденный защитник прав животных, принципиально пользуется только нелетальной. Он более последователен в своих убеждениях, и когда мышь поймана, спускается во двор, открывает дверцу и выпускает мышь на свободу. И так он делает каждое утро. Много лет подряд.