Все жители нашего города, полагаю, знают старую городскую шутку, связанную с известными постаментами - памятниками В.И. Ленину, Я.М. Свердлову и С.М. Кирову. Что, поскольку они так и стояли по одной линии на проспекте Ленина, то между ними предполагалась вымышленная беседа. Причем тематика была чисто алкогольная, что типа Ленин что-то там такое кричит Свердлову, а тот каким-то образом ссылается на Кирова. Или, кажется, наоборот, что не так уж важно. Что-то на тему того, кто из них и где именно купил бутылку или, может быть, собирается купить. В общем-то, так себе юмор, но горожане и этим долгие десятилетия развлекались. А ведь архитектура нашего города позволяет предлагать и более содержательные ее интерпретации.
Вот драматург Надежда Колтышева, стоя возле кинотеатра "Космос", достает фотоаппарат и, развернув его на юго-запад, фотографирует. На мой вопрос, что ее так заинтересовало, она отвечает: "А ты посмотри, что творится!" Я смотрю - и творится действительно нечто.
Раньше, предположим, году в 1959-м, все происходящее там еще могло казаться вполне объяснимым. Тот же памятник комсомолу Урала. Повернувшись задом к проклятому прошлому, символизируемому бывшим православным храмом, смело идут вперед юноша и девушка. Все логично. И хотя уже в те годы какой-нибудь злопыхательский почвенник мог клеветать, что вот, дескать, повернулись задом к истории своего родного края (в бывшем храме-то расположился Областной краеведческий музей) и идут на гнилой Запад! Но такому горе-почвеннику смело можно было ответить - да нет, батенька, наоборот! Имея за спиной весь многовековой опыт родного народа, да плюс вооруженные самым передовым учением, идут они на гнилой Запад, между прочим, не с кошелками или чемоданами, а с красным знаменем! То есть с великой миссией, то есть все как раз правильно, и одним словом - с востока свет!
Хорошо. Но вот времена изменились. Краеведческий музей снова уступил место православному храму, а как раз на пути молодых людей возник новый храм - Храм На Крови. Так что идут теперь комсомольские вожаки со своим красным знаменем из Старого Храма в Новый. А поскольку ВЛКСМ более нет, то, стало быть, бывшие комсомольские вожаки. Символических значений этого нового архитектурного ансамбля мы с Колтышевой нашли до десятка, от самых радужных, в духе Владимира Соловьева, до самых мрачных и даже катастрофических. Как в национально-историческом, так и в теологическом отношении. То ли имея за спиной многовековой опыт, идет российская молодежь к духовному преображению. То ли наоборот: предав дедовское православие, а затем распродав и Советский Союз, идут нынешние олигархи на Запад, в коем одном и видят Новый Храм. Это все тоже, кстати, в духе Владимира Соловьева, только уже того периода, когда он писал о пришествии Антихриста и конце всемирной истории.
Но вот интересно: неужели этот архитектурный ансамбль сложился независимо от человеческой воли, совершенно случайно? Если это действительно так, то воистину все в этом мире неслучайно.