«Академия - это кладбище слонов. В академии преподают те, кто неспособен к самостоятельной творческой деятельности» (предатель Родины В.Резун).
Это предатель Родины Резун-Суворов сказал про Военно-дипломатическую Академию. Увы, все чаще я эту фразу вспоминаю применительно к альма-матер, вернее, тому, во что превратился СЮИ им. Руденко - УрГЮА.
Вот сегодня в контексте конкретного процессуального разговора спрашиваю помощника - что такое подозреваемый? А он мне выдает такое, что я дар речи потерял - это человек, которого подозревают в преступлении.
Продышался и уже спокойно говорю - а если ст. 46 УПК открыть?
- А, в этом смысле... Ну нас два года учили другому.
- ?
- Ну вот тому, что я сказал...
Объяснил в очередной раз, что если хочешь быстро и правильно. то есть успешно, работать в уголовном процессе, то и мыслить нужно процессуальными категориями, а не аморфными дефинициями разнообразных профессоров.
Однако акселерат не унимается и шлет цитаты - чему их там учат:
- [13:28, 07.05.2024] Как справедливо отмечает А. А. Давлетов,
«лицо становится подозреваемым не потому, что задерживается, а наоборот - задерживается потому, что подозревается» [7].
- [13:29, 07.05.2024] А.К. Аверченко и С.Л. Лонь определяют подозрение «как основанное на достаточных доказательствах предположение органа расследования о причастности лица к преступлению, которое официально объявлено лицу в соответствующей форме и образует у него правовой статус подозреваемого.
Вот потому и приходится всем стажерам говорить - забудьте, чему вас учили в академии, суд - это вам не аудитория.
К сожалению, разрыв между теорией и практикой растет с каждым годом. И если раньше в СЮИ преподавали практики, то сейчас их место все больше замещают теоретики.
Один из немногих преподавателей, которых я помню до сих пор - Леонид Николаевич Решетников, подпольная кличка »Граф« - действующий на тот момент судья областного суда. Лекций он не читал, только вел семинары. И любую теоретическую задачу сводил к тому, что вот коллизия, такая возникла проблема - что делать? Как исправить?
Кстати, я был у него любимым учеником. Наверное, потому, что тогда уже был опером уголовного розыска. Хотя, возможно, потому я и стал впоследствии неплохим опером, а потом и адвокатом, что встретился мне Леонид Николаевич, который научил в любой теоретической задаче находить практический смысл и практическое решение.
Нет, остались еще в УрГЮА представители старой школы, которые сами что-то умеют. Но, по ощущениям, их становится все меньше.
Кстати, лет 15 назад я тоже просился на кафедру уголовного процесса - казалось, что мои знания и опыт могут быть полезны молодежи. Не взяли. А сейчас я и сам не пойду - и некогда, и незачем