Все никак не соберусь рассказать про мою командировку в Сочи.
Год 93. На улицах Екатеринбурга постреливают. Кого не подстрелили, того порезали или хотя бы поколотили. В полночь фонари выключают. Вал квартирных краж. Помню, кто-то из молодежи забавно так рассказывал - сидим с Васькой на дереве, ждем, когда фонари погасят, идти квадрат хлопать.
И вот как-то ночью обычная квартирная кража. Тут повезло - бдительные граждане сообщили, что подозрительные соседи пришли с вещами. Как назло, из нашей группы на сутках никого не было, зато на проверку информации выехал лично начальник КМ. А он был еще из старого поколения - хитрый, но неспортивный, подпольная кличка «Рыба». Подъехали - подозрительная квартира на первом этаже, дверь никто не открывает. Зато открыто окно. Поскольку руководитель был неспортивный, дал команду подтанцовке, сняли решетку с подоконной ниши подвала, поставили вместо лестницы, и руководитель лично пошел в квартиру задерживать злодеев. Внутри ожидаемо никого не оказалось, однако, пока группа осматривала углы и шкафы, квартирники вернулись - после удачной «отработки» ходили за водкой. Видят - под окном приставлена лестница, и устроили диспут - заходить или не надо. Один говорит - стремновато, другой - да ну, менты не такие дебилы, чтобы за собой не прибрать, наверняка коллеги из конкурирующей организации заглянули!
В конце концов тот, кто поверил в милицейский разум, зашел в квартиру, тут его и повязали. Второй, по фамилии Стельмух, свалил. А про него уже была информация, что он какой-то страшный крадун и терминатор в одном флаконе.
Задержанный подельник, естественно, всем пожаловался, как он лоханулся, понадеявшись на разум милиционеров. Всем весело, но начальнику КМ немного грустно - вроде как его дебилом назвали. И тут кто-то из наших получает информацию, что Стельмух сбежал в Сочи. Учитывая внутренний резонанс ситуации, вопрос с командировкой решили моментально. Собрали лучшие кадры - я, Серега, и Вася. Мне даже пришлось прервать отпуск. В июле, да, вынужден был выйти из законного отпуска и переться в служебную командировку в Сочи.
Вектор командировки был задан еще в аэропорту. Два рейса в сутки, но мест нет и толпа желающих у кассы. Серега пошел решать вопрос со старшим смены, чтобы нам выделили три билета, в результате на самолет мы не попали. Тогда я нашел своего однокурсника, который работал в транспортной милиции, он сказал - фигня вопрос, пошли лучше выпьем. В итоге на следующий рейс мы сели, однако Вася и Серега уже были накачаны шампанским по самое не хочу. Почему шампанским? - ну, нельзя же водку с оружием пить.
Прилетели в Адлер. Парни затеяли ехать к Вове, который раньше работал у нас, а в тот момент был начальником УР в Лазаревском. Я предложил сначала узнать, в каком районе предполагаемый адрес, по которому будем злодея ловить, ибо Сочи - это 140 километров в длину, и нахрена гонять такие концы, однако большинство проголосовало - сначала Вова, потом жулик.
В результате на электричке поперлись в Лазаревское. Вова жил где-то километрах в 15 от центра Лазаревского, в горах. В полночь мы постучались в его дверь, начальник УР вышел с пистолетом встречать гостей, обнялись, обрадовались, пошли к морю - ибо не искупаться - преступление против тех, кто остался в Екатеринбурге. До моря дошел я один - по дороге проходили мимо шашлычника, он посчитал своим долгом угостить начальника и его гостей. Впрочем, справедливости ради, когда я вернулся с берега, шашлык меня ждал.
На следующий день поехали в Лазаревское размещаться и планировать работу.
Вова поселил нас в каком-то кемпинге. Не знаю, как там сейчас, а тогда кемпинг представлял собой двухэтажное здание администрации с площадкой перед ним, и кучу двухкомнатных домиков с отдельными входами, по четыре койки в комнате, все удобства на аллее.
Ладно, поселились - впрочем, селиться было особо нечего, все вещи остались у Вовы дома, еще посидели, парни выпили - я-то тогда, как и сейчас, не употреблял, - хмурый Екатеринбург вспомнили, так и вечер наступил. Стали решать, кто поедет за вещами. По какому-то принципу решили, что с Вовой поедет Вася. Мы с Серегой возвращаемся в кемпинг, и видим обычную для постсоветского времени толпу отдыхающих, которым не удается начать отдых, потому что мест нет. А у парней почему-то в числе прочего было мнение, что, раз командировка в Сочи - значит, водка и женщины. Причем водка уже состоялась.
И тут как раз на площадке в числе прочих стоит симпатичная женщина с ребенком. Серега к ней подруливает, и, дыша суточным перегаром, предлагает помочь пристроить ребенка на ночь. Дама нервно вздрагивает и пытается отодвинуться.
- Да ты не бойся, я милиционер! - успокаивает собеседницу Сергей, демонстрируя ствол под мышкой. 93 год, напоминаю, так что женщина ожидаемо хочет убежать, но не знает, как это сделать с ребенком. Поскольку ребенка действительно жалко, я влезаю в разговор, успокаиваю даму, что мы действительно милиционеры. И у нас действительно третий товарищ уехал в горы, поэтому две койки свободны. Поскольку я в принципе всегда достаточно убедителен, дама успокаивается и в принципе соглашается:
- Ну, спасибо, не знаю, сейчас у мужа спрошу…
Серега мысленно чертыхается, отворачивается от женщины и показывает на другую молодую маму -
- А вон та тоже с мужем?
- Ну, не знаю, иди спроси.
Пошел, спросил. А, поскольку одна мамочка уже согласилась, вторую уговорить было легче. Только у нее тоже при себе, помимо ребенка, оказался муж. В результате две свободные кровати выделили каждой маме с ребенком, а мужья легли на матрасе на веранде. Поскольку дверь не закрывалась, а мы с оружием, поперек входа я поставил стул. Вместо сигнализации.
Среди ночи треск, грохот. Вернувшийся пьяный Вася споткнулся об стул, упал на кровать с гостьей, кричит -
- Во, вы уже телок сняли? Можно, я эту трахну?
Бегом вскакиваю, оттаскиваю, объясняю ситуацию. Объясняется тяжело, потому что Вова с Васей до гор не доехали, а преодолели всего два квартала и застряли в очередной кафешке. Только успокоил, прибегают директор кемпинга с Вовой, не успевшим покинуть территорию -
- Там «носороги» барагозят!
Мои товарищи выхватывают стволы, несутся разбираться, я следом за ними снова всех успокаивать.
А теперь представьте себе, как вся эта движуха выглядела с точки зрения двух простых постсоветских семей инженеров, приехавших из относительно мирного то ли Омска, то ли Новосибирска к совсем мирному морю с детьми? Не сбежали они от нас только потому, что с детьми и вещами среди ночи бежать было просто некуда. Мне кажется, до утра все наши гости поседели. Но я-то изначально хотел, как лучше, и совершенно не ожидал, что получится, как всегда.
На следующий день, посмотрев на помятые портреты товарищей, я понял, что сегодня жулика ловить не получится. Потому что парни были явно нетранспортабельны, а одному ехать на задержание смысла не имело, так как в одно лицо я двери и окна перекрыть не сумею при всем желании, а сидеть под дверью и ждать, когда злодей выйдет сам, показалось не лучшей затеей.
В итоге только выяснили, что искомый адрес таки находится в районе железнодорожного вокзала Адлера, после чего пошли поправлять здоровье опергруппы.
И тут оказалось, что в моем образовании имелся существенный пробел. Я впервые присутствовал при многодневном запое, и совершенно не понимал законов его развития. Мне почему-то казалось, что мои товарищи, которых я знаю несколько лет, понимают, что они говорят и делают. В результате к вечеру второго дня мы оказались сидящими в очередном уличном кафе, в котором господа офицеры лечили похмелье водкой.
Тут нужно отметить, что поразило меня в Сочи 93 года. Если кто помнит, Екатеринбург того времени был суров и мрачен. Такого формата, как уличное кафе, у нас не существовало в принципе. Крутые отдыхали в «Космосе», братва попроще - в «Пингвине», а остальным отдыхать было и незачем, да и не на что.
Такое вот кафе под открытым небом, со столиками под солнечными зонтиками, на наших улицах было просто нежизнеспособно - в худшем случае шальная пуля прилетит, в лучшем - какая-нибудь бокс-группа с клюшками для хоккея на траве кого-нибудь отоварит. Поэтому Сочи с мирно гуляющими и никого не боящимися румяными отдыхающими мне показался этаким сказочным Диснейлендом. Собственно, так и было - люди со всей замученной перестройкой страны вырывались сюда две-три недели пожить совершенно мирно и спокойно. У себя дома они передвигались перебежками, от трамвая до подъезда, а здесь вальяжно прогуливались и успокаивали нервы, да оставляли тяжким трудом заработанные деньги в таких вот кафе прямо на тротуаре.
И тут, посреди всего этого благолепия, вижу что-то из понятной мне жизни - мимо нас идет мужик, а в руке - сверток из газеты г-образной формы. Как вы понимаете, в то время в моем мире существовал только один г-образный предмет. Показываю парням. Консилиум делает однозначный вывод - ствол.
- Серега, ты один трезвый, бери его, а мы страховать будем - решает коллективный разум, замутненный алкоголем.
Ну а я что? Я всегда готов, как пионэр.
Как потом выяснилось, человек для какой-то бытовой домашней цели взял в гараже пассатижи, да неудачно завернул их в газетку. Идет он себе по вечерней солнечной улице, купается в обстановке окружающего благодушия, разглядывает встречных малоодетых женщин.
Вдруг солнечный день меркнет, человек оказывается мордой на асфальте, рука заломана вверх, да еще три пьяные рожи сверху тычут пистолетами и что-то орут невнятными голосами. Получился такой натуральный ужастик со злыми троллями посреди мирного поселка.
Подняли, отряхнули, извинились, предложили выпить за счет заведения. Человек почему-то отказался. Ну а коллеги продолжили.
Тут еще такой нюанс - Вове везде наливали бесплатно, и с максимальной предупредительностью. Вплоть до того, что в одном заведении спрашивают - как вам пиво? Кто-то из парней, не подумав, отвечает - тепловато. Тут же приносят ящик холодного. Так что финансовый вопрос нас не душил и количество выпитого не ограничивал. Тем не менее меня покусывала совесть, да и работы дома было полно, а моря я в спортивные годы насмотрелся, и пляжный отдых никогда не понимал. Поэтому в конце концов я решил перекрыть кислород, и загнал товарищей спать.
А с утра устроил им подъем и наконец отправились в Адлер ловить искомого жулика. Посадка в проходящий поезд прошла весело. Ввваливаемся мы в тамбур в шесть утра - напоминаю, трое суток небритые, незубочищенные - 93 год, «Орбит» еще не придумали, а щетки и бритвы остались на горе, до которой так никто и не доехал, а купить новые не позволял менталитет бюджетников, которым задерживали зарплату. Проводник сунулся было что-то спросить, но Вася прохрипел на него «Контора!», дыхнув при этом драконовским перегаром. Больше мы проводника до конца поездки не видели.
И вот теплым утречком наша помятая компания вываливается на перрон Адлера. Оглядываемся по сторонам. Тут к нам подваливает мужичок:
- Привет бродягам! Откуда?
- С Урала…
- А я из Коми три недели, как откинулся …
- Ну а мы в Ивделе чалились, слышал? - устанавливаем контакт.
- А как нет? Давно здесь?
- Да только подрулили, еще не в курсах…
- Пить будете?
- А есть?
Мужичок достает тройной одеколон, и господа офицеры присаживаются на бордюр похмеляться с бывшим зеком, который совершенно искренне принял их за своих. Ибо, как справедливо написал Корецкий, опера в принципе на блатных похожи, ну а, тем более, после трехдневного запоя. И потек под ласковым сочинским солнцем неспешный разговор про ментовский беспредел и душняк на свердловском централе…
Нет, если бы в этот момент нас кто-то спросил, чем мы занимаемся, мы, естественно, разъяснили бы, что проводим некое ОРМ, причем с риском если не для жизни, то как минимум для здоровья, и ни один инспектор по личному составу не смог бы это опровергнуть.
Вот так, преодолевая многочисленные препятствия, тяготы и невзгоды, мы и стягивали кольцо облавы вокруг злодея Стельмуха, который своим побегом просто в душу плюнул начальнику КМ Рыбе. Это уже потом я сообразил, что без паспорта жулик мог добраться до Сочи только поездом, поэтому, рванув в командировку самолетом на второй день, мы в принципе никого там поймать не могли. В конце концов мне все это надоело, и я улетел домой. А парней Вова прислал практически грузобагажом только недели через две.
А Стельмуха мы с Медведем спокойно взяли осенью на Солнечной. Кажется, он еще прятался за сифоном раковины в мойке на кухне. Или под ванной? Нет, под ванной, вроде бы, прятался тройной убивец Цынис. Вообще про то, кто где прятался, нужно написать отдельный пост - очень забавные случались мизансцены