Караимы Крыма (Теории этногенеза)

Jul 09, 2014 12:34

Караимы Крыма (Теории этногенеза)


«Хазарская» версия
Эта теория выдвинута в 1846 г. российским востоковедом В. В. Григорьевым. Широкую известность получила во второй половине XIX в.
Согласно этой теории, караимы являются потомками хазар - тюркского кочевого народа VII-X вв., который принял иудаизм и среди районов расселения которого был Крым.

Хазарская теория была принята советской наукой, официально признана современными светскими лидерами восточноевропейских караимов, отрицающим любую связь с евреями и иудаизмом, а также косвенно фигурирует и в современной формуле самоидентификации караимов (см. раздел «Самоопределение»).
Наиболее активно хазарскую теорию продвигал Серайа Мордехаевич Шапшал. По мнению некоторых исследователей, проводимая им политика деиудаизации караимской религии и культуры привела к ускорению процесса ассимиляции.
В отличие от светских лидеров, многие религиозные караимы отнеслись к «хазарской» теории скептически.
По мнению великого караимского просветителя И. И. Казаса, «довольно сильным аргументом доказательством, что они не одного происхождения с хазарами, может также служить отсутствие у караимов каких-либо преданий о хазарах…
Нельзя допускать, чтобы целый народ мог совершенно забыть своих предков».
Современные лидеры религиозных караимов в эмиграции, не отрицая тюркских элементов в происхождении караимов, также критикуют эту теорию.
Cпециалисты по истории хазар также подвергают «хазарскую» теорию сомнению подчёркивая следующее:

• караимский язык принадлежит к кипчакской группе, а хазарский - к булгарской, следовательно, между этими двумя тюркскими языками нет близкого родства;
• хазарский иудаизм был, скорее всего, талмудическим, а в традиции караизма единственной священной книгой является ТАНАХ, то есть Талмуд не признаётся;
• хазары исчезли в XI веке, а первые письменные упоминания о крымских караимах относятся к XIV веку (см. ниже в разделе «История»).
Так, М. И. Артамонов пишет:
«Возможно, что евреи-караимы смешались с остатками хазаро-болгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию, и распространили среди них свое учение единственным доводом в пользу хазарского происхождения караимов остается их язык, близкий к половецко-огузскому, из чего и заключают, что хазары-караимы, сохранив свою религию смешались с половцами. Некоторые идут ещё дальше и считают, что хазары с самого начала были не раввинистами, а караимами, для обоснования чего в наших источниках, как мы видели, нет решительно никаких данных. Следует признать, что в истории караимов многое ещё остаётся неясным».
Кумано-кипчакская» теория
Эта теория выдвинута такими учёными, как Дан Шапиро, Питер Голден и Голда Ахиезер и опирается на следующие факты:
• крымский диалект караимского отличается от среднего диалекта крымскотатарского лишь присутствуем гебраизмов;
• тракайский и галичский диалекты караимского языка значительно отличаются от крымского диалекта караимского;
• в Золотой Орде был распространен язык, близкий к языку литовских и галицких караимов;
• первое документальное свидетельство о пребывании караимов в Крыму относится к 1278 году.
Согласно этой теории:
• предки восточноевропейских караимов происходят не из Крыма;
• предки крымских караимов и крымчаков прибыли с захваченных монголами территорий (Северный Иран и Нижняя Волга), из Византии, и, после падения Константинополя в 1453 году, из Османской империи.
По мнению П. Голдена, «караимы Восточной Европы являются примером интересного симбиоза еврейского народа и тюркского мира, точнее, кумано-кыпчакского населения средневекового Крыма».
«Еврейская» версия
Согласно этой теории, караимы представляют собой местную крымскую группу евреев и ведут своё происхождение от последователей доталмудического иудаизма Саддукеев, отколовшегося в VIII в. в Багдаде в отдельную религиозную секту...
Эта теория полностью разделялась самими караимами до конца XIX в.
Первым отнёсся к ней скептически известный караимский учёный Мордехай Султанский (1785-1878) в книге «Зехер Цадикким».
[19.06.2014 18:59:32] Пётр Врангель: В настоящее время эта теория резко критикуется караимскими лидерами, в многочисленных современных караимских публикациях подчёркивается неприятие её караимским сообществом.
Вместе с тем этой теории придерживаются некоторые караимские авторы.
Кроме того существуют свидетельства, о том что некоторые её сторонники вынуждены воздерживаться от выражения своего мнения публично.
В последнее время сторонники этой версии выделились и в Крыму.

Караимы в Израиле
Начиная с 1960-1970-х, в связи с усилиями государства Израиль, наблюдается массовая эмиграция караимов.
С конца 80-х годов XX в., в Израиль, а также, через Израиль в третьи страны эмигрировало около 500 караимов и лиц смешанного происхождения из стран бывшего СССР.
Примечательно, что среди репатриантов мало караимов литовского и галицко-волынского происхождения.
В 1990-х в Израиль прибыло несколько сот караимов из стран СНГ.
Среди них - композитор Авраам Кефели, тюрколог Ольга Прик, семья просветителя Давида Гумуша.
На караимов распространяется так называемый «Закон о возвращении», закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а также членами их семей право на репатриацию в государство Израиль и предоставление израильского гражданства.
В Израиле караимы считаются частью еврейского народа (так как евреями признаются люди, исповедующие иудаизм, независимо раввинистического или караимского толка и независимо от языка общения), а ортодоксальные евреи («талмудисты») говорят о караимах как о заблуждающихся евреях.
Поэтому, согласно этому закону, лица караимского происхождения (включая внуков караимов) имеют право на репатриацию и получение израильского гражданства наравне с евреями.
Караимы из бывшего СССР расселились по всей территории Израиля. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Тель-Авиве.
В последние десятилетия караимская молодёжь ассимилируется, под влиянием израильской культуры.
Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями.
Так называемые египетские караимы (около 3000 человек) проживают в Израиле в городе Рамле и посёлке Мацлиах. Среди египетских караимов живёт так же незначительное число стамбульских караимов.


присоединиться к сообществу РОНС-информ! rons_inform


читайте материалы на сайте РОНС

Крым, иудаизм

Previous post Next post
Up