В своей рабочей практике, да и в быту я постоянно сталкиваюсь с случаями злоупотребления qr-кодами - их некрасивым и нецелесообразным применением. Сами qr-коды - штука интересная и применений, где она действительно может быть полезна, великое множество.
Например, размещая их рядом с экспонатами выставок или на исторических зданиях, можно дать ссылку на подробную информацию об объекте, на рекламных стендах или каталогах для направления прямиком к товару в интернет-магазине, на брошюрах и прочей полиграфической продукции можно разместить qr-код с электронной визиткой, это даёт возможность парой нажатий пальцем добавить сразу все контакты и данные в электронную записную книжку: ФИО, название организации, телефоны, e-mail, адрес сайта и прочего. Так же qr-коды отлично себя показали для применения в логистике. И ещё момент: пока вряд ли что-то придумали более удобное, чем qr-коды для того, чтобы начать пользование дополненная реальностью.
Так что же стало причиной моего недовольства, что я решил написать об этом пост?
Прежде всего эстетическая сторона: qr-коды имеют достаточно агрессивный внешний вид, поскольку представляют собой контрастную, резкую для взора абстракцию, составленную из квадратов. Следовательно, не в любом окружении, они будет смотреться уместно, не к любому дизайну подходить. Своей визуальной активностью qr-код может перетягивать взгляд и изрядно раздражать.
Я рекомендую выбирать места для размещения qr-кода тактично, чтобы он не мешал другому контенту, не конфликтовал с стилем, не рушил композицию.
Приведу пример: Разработка визитка. Если располагать на ней закодированную электронную визитку, получается довольно большой по размеру qr-код, занимающий значительное пространство формата визитки. Немногие логотипы, располагаясь рядом, будут смотреться естественно и уверенно рядом с такой едкой мозаикой. А как вы себе представляете его рядом с изящным и тонким шрифтом? Соглашусь, бывают случаи, когда qr-код словно продолжение фирменного стиля, но в большинстве случаев, пожалуй, стоит расположить его на обратной стороне визитки.
И так второе: это случаи, когда кодируют простую информацию, например адрес сайта, который куда быстрее вбить в адресной строке, чем открыть приложение на гаджете, считать код и открыть выданную ссылку. Некоторые идут дальше размещают qr-код на сайте с ссылкой на этот же сайт - то есть на себя! Мотивируется это, как правило, тем, что так удобнее открыть на других устройствах. Мне кажется это скорее попытка выгладить очень модными и современными, плюс нехватка фантазии для идей применения и лень провести беглый поиск, для выяснения как применяются qr-коды другими. В результате получается глупость и располагается она как правило на виду, например, в шапке сайта, перетягивая внимание с логотипа, меню и прочего.
Тот, кто попадётся в ловушку любопытства и захочет узнать, что за секрет скрывает этот код, будет очень удивлён, когда увидит, что код на сайте ведёт на эту же страницу. Это очень неочевидный ход.
Даже если подписать, что этот qr-код с ссылкой на этот же сайт и для чего это сделано, уверен, что большинство посетителей посчитают это извращением. Хотя я не исключаю возможности, что существуют на свете технологические гики, которые предпочтут этот метод. Но и то при условии, если им зачем-то понадобится открыть на нескольких устройствах один и тот же сайт. Часто ли есть такая необходимость у посетителей сайта? Ну, нет конечно! Это явно не стоит того, что бы ради этого разрушать иерархию элементов композиции, тем самым ухудшать удобство пользованием и, опять же, эстетическую часть.
Вот что я называю злоупотреблениями qr-кодами, которые могут, при неосторожном использовании, испортить что угодно внешне, функционально и ввести какого-то в недоумение.