Последние пару лет регулярно происходят скандалы связанные с графическим дизайном, но этот, похоже, самый крупный в России.
Как смертный и владелец своей небольшой дизайн студии скажу:
Абстрактно 15 000 000 это много. И не только для большинства граждан, но и для большинства рекламных агентств и дизайн студий.
Количество нулей зависит от следующих факторов:
0) В частности в РФ может сказываться приближённость к императору (как и для возможности урвать такой заказ). Очевидна явная прорежимная позиция знаменитой одной из глав агентства. Плюс есть мнение, что «Апостол» занимался ботами перед выборами в гос. думу и президентскими. Но не буду про интриги и политику.
1) Размер агентства/студии. Когда над проектом работает 1-5 человека, цена меньше на пару нулей. Если процесс напоминает муравейник - бурная деятельность или её видимость, главный результат - стоимость плюс высокая маржинальность.
Нужно отметить, что в России рекламный рынок ещё молодой и не такой уж и серьёзный. В Штатах, Британии есть целые рекламные корпорации и стоимость этого проекта не сравнима с их расценками. Для примера приведу потолок. 3 самых дорогих брендинга: Symantec - $1 280 000 000, BP - $211 000 000, Accenture - $100 000 000.
2) Состав работ. Помимо разработки логотипа, создаётся дизайн и брендирование огромного множества объектов, макеты документации, навигации, полиграфической продукции. И конечно правила использования логотипа и бренда с примерами описываются в брендбуке.
3) Демонстрация результатов широкой общественности, создание для этого презентаций, ролика и т.п. В общественных проектах это важно.
Второе: цена не показатель качества и оригинальности.
По сети гуляет
изображения, где рядом образец брендированного люка Новой Москвы и бесплатный векторный паттерн
с этого сайта. Не ленивые так же наложили их друг на друга - и они почти полностью совпадающий с орнаментом на люке. С небольшими изменениями, но размер пятен, их расположение… Возможность случайности даже смешно рассматривать, однако агентство «Апостол» отвергло эти обвинения именно так.
Сам знак вроде и не повторяет никакие куски даже примерно, но может сделано по мотивам именно этого патерна. Но есть ещё вероятность, что дизайнер украл его уже после того как разработали концепцию и знак. Успокаивает, что ворованное не в самом лого, как злоупотребляя пишут СМИ, а в элементах оформления. Но все равно это скандал. Одно дело дизайнер-самоучка в срочной типографии который за тясячу рублей за 5 минут выдаёт дизайн, а с другой крупное агентство и для такого крупного дорогостоящего проекта!
Чем меня привлекла эта история, во время учёбы в ВУЗе я делал дизайн, основанный на диаграмме Вороного. Не, я не буду сейчас уверять, что у меня своровали идею, уверен были и до меня десятки аналогов. И не могу похвастаться, что вышел тогда шедевр. Но я не повторял чужих рисунков, потому что вся прелесть идеи в непредсказуемости.
А теперь о том, что же вышло.
В лого привлекает шрифт - современный гротеск, но буква «А» с намёком на конструктивизм. Не знаю они сами его разработали или использовали готовый и думали ли об этом, но посыл к акцидентному шрифту Родченко есть, и не на столько, чтобы это смотрелось «клюквой».
Но знак и орнаменты приводят лично у меня неприятные ассоциации, особенно чёрно-белый их вариант и уж, тем более, объёмные (опять же злосчастный люк). Первое, что приходит на ум... нет, не карта, а шрам от ожога. Как у Фредди Крюгера! Или другой образ... Знаете такой стиль популярный в татуировках - биомеханика, это когда рисуют разрыв плоти, а там пространство с шестерёнками, металлический стилет... Или что-то инопланетное из фантастических ужастиков как некие коридоры из органики в «Чужом» или живые строения в культовой компьютерной игре StarCraft у зергов...
В интернете сразу заходила куча мемов: граната «лимонка», потрескавшаяся поверхность пустыни, картошка… Больше всего мне понравилось два:
сетка для кухонной раковины и где вместо знака
схема разделки туши коровы как у мясников. Самое мимимишное и безобидное, что встретилось - сравнение с пятнами жирафа. Поле для фантазии большое...