Часто заказчики, когда ищут исполнителя под конкретный рекламный проект, скрывают заложенный на него бюджет.
Оно понятно - вдруг повезёт сэкономить?
Логика такая: «Исполнителей много, разброс стоимости на услуги большой… Сделаем запросы у нескольких студий, а закажем у тех, кто назовёт меньшую сумму. А то вдруг мы слишком много заложили - оберут до нитки жулики!»
Однако на практике это решение создаёт риск не успеть осуществить проект качественно и в стремительно сокращающиеся сроки (да, специфика российского бизнеса такова, что чаще всего разработку рекламной продукции откладывают на последний срок).
Зачастую заказчик не может самостоятельно составить чёткое Техническое задание и адекватно рассчитать соотношение своих желаний, потребностей и бюджета.
Без чёткого Технического задания назвать точную стоимость проекта невозможно. На самом деле почти любой рекламный продукт можно сделать с очень разными денежными затратами, поэтому это один из основных параметров, из которого лучше всего исходить. Например, ситуация следующая: нужен рекламный модуль в журнал: в него надо поместить небольшой объём информации и как-то оформить. Заказчик делает запрос в студии: «Сколько у вас стоит создать макет рекламного модуля?».
Но модуль модулю рознь. Тут возникает множество вариантов: может уже есть готовый текст, а может - только мысли, о чём следует написать, а может вообще нет идей, может есть изображение, которым нужно оформить сообщение, а может нет, или оно не подходит по качеству и надо где-то купить аналоги, провести специально фотосъёмку или нарисовать иллюстрации, а может стоит спроектировать 3d-модели…
Получается у нас имеется одно небольшое прямоугольное поле для заполнения рекламной информацией, а время, которое надо затратить на реализацию, количество специалистов, которых придётся задействовать, их профессиональные навыки и многие другие параметры разные. Следовательно, бюджеты на рекламный модуль могут невероятно отличаться даже в одной студии или агентстве. Какие варианты предложить конкретным заказчикам не всегда понятно - от размера, возраста, прибыли компании это никак не зависит. Например, хоть проект и отвечает высказанным требованиям, но оказывается слишком прост для заказчиков - ожидали чего-то более интересного, а может наоборот представленные варианты очень трудозатратны, и стоимость покажется им завышенной.
Иногда всех всё удовлетворяет и начинается работа. А иногда озвученные суммы не устраивают, и заказчики говорят, что рассчитывали на меньший бюджет, возможно наконец называют сумму. Какие-то исполнители на этом этапе отсеиваются, потому что оценивают свою работу дороже и не имеют возможности или не хотят предложить более бюджетные решения. А какие-то - переделывают свои коммерческие предложения, ища консенсус.
Когда исполнителя лишают возможности сразу составить коммерческое предложение по бюджету проекта, это вынуждает его описывать несколько вариантов. Возможно какой-то из них случайно попадёт в рамки суммы, а возможно совсем нет.
Важно отметить, что если заказчик сразу называет бюджет проекта, он ничего не теряет, а экономит время. Поскольку исполнитель сразу имеет возможность быстро оценить вписываются ли все пожелания и потребности заказчика в финансовые рамки. Например, как делаем мы в нашей
студии:
Если бюджет с лихвой покрывает проект - сообщаем, что можно сделать работу за меньшую сумму и предлагаем более интересные решения и дополнительные услуги. Если ничего другого не надо, ничего страшного - наше дело ознакомить. Может в следующий раз, а пока чётко по задумкам.
А если бюджет мал и не окупит наши трудозатраты - мы не можем дать возможности торговаться, так как изначально не завышаем стоимость наших услуг. Иногда предлагаем альтернативу - советуем от каких идей можно отказаться, чтобы удешевить проект. Если наши варианты не подходит, возможно повезёт найти других исполнителей, которые оценят свой труд дешевле. Например, говоря о выгоде именно финансовой: всегда есть голодные студенты, которым хочется набраться опыта… Можно рискнуть!
Очень важно сокращать процесс решения финансовых вопросов, тогда, как следствие, появляются возможности быстрее преступить к работе, выиграть время для качественного исполнения работ и завершить проект заблаговременно до дедлайна, то есть говоря по-русски «последнего срока».