Многое в жизни идет не так: сегодня ваш лифт падает, завтра ваш самолет терпит крушение, автомобиль падает в реку во время каждой поездки на дачу, и похоронили вас, к сожалению, заживо. Что делать в экстремальной ситуации и каковы ваши шансы на дальнейшую счастливую жизнь?
Что делать, если ваш самолет падает?
Помните Эдварда Мерфи, который сказал: «Если неприятность может случиться - она обязательно произойдет»? Так вот, человек, который сформулировал всемирный закон подлости, был авиаконструктором! Но есть и хорошие новости: 90% попавших в авиакатастрофы - выживают. Вот что надо делать, чтобы не оказаться в меньшинстве.
Правильно выбрать место
Это не легенда. Сидеть в хвостовой части салона, действительно, безопаснее. Она в последнюю очередь ударяется о землю. Издание Popular Mechanics в 2007 году проанализировало авиакатастрофы с 1971 года и данные о выживших и местах, на которых они сидели. Оказалось, что в хвостовой части выжило 69% пассажиров, в средней части перед крыльями - 59%, а в носовой - 49% пассажиров. Садиться лучше не у окна, а у прохода - так легче выйти.
Летайте на больших самолетах
Чем больше машина, тем она безопаснее.
Выбирайте время полета
Самые аварийные месяцы - декабрь и август. Зимой плохая погода. А летом слишком много рейсов, и уставшие диспетчеры ошибаются чаще.
Одевайтесь правильно
Эвакуироваться из самолета на каблуках не удобно - надевайте удобную обувь. Но раз уж летите на каблуках, не снимайте. Босиком идти по горящим осколкам не получится. Одежда должна быть комфортная, не сковывающая движения. Из натуральных тканей и с длинным рукавом - это защитит от осколков и ожогов. Еще, говорят, что яркая одежда привлечет спасателей после крушения.
Послушайте стюардесс
И прочитайте, наконец, эту замусоленную картонку о том, куда поддувать жилет, и где находятся аварийные выходы. Эта информация может показаться куда более важной, когда с потолка выскочит кислородная маска. Правда времени на чтение инструкций уже не останется.
Что делать, если вы падаете с высоты 10 тысяч метров?
Представьте, что вы выжили во время теракта. Теперь вы летите с высоты 10 тысяч метров со скоростью 200 км/ч, и до земли вам еще три минуты. Первые пару километров вы пролетите без сознания, т. к. на такой высоте не хватает кислорода. Когда сознание вернется, попробуйте ухватиться за обломки самолета. Говорят, так шансы выжить увеличиваются. Чтобы снизить скорость падения, действуйте, как парашютист при затяжном прыжке. Раскиньте пошире ноги и руки, запрокиньте повыше голову, расправьте плечи, и вы сами собой развернетесь грудью к земле. Сопротивление вырастет, и появятся возможности для маневра.
Куда лучше падать? Как ни странно идеальный вариант - болото, мягкая, покрытая растительностью трясина. Второй в рейтинге - снег. В лес упасть опаснее, но тоже неплохо, вас притормозит перед землей. Несмотря на популярную легенду, самая опасная поверхность - вода. Как и бетон, она практически несжимаема. Результат падения на океанскую гладь будет примерно таким же, как на тротуар. Если все-таки падаете на воду, позы для падения две: солдатиком или головой вниз со сплетенными пальцами, выставленными перед головой. Если падаете на твердую поверхность оптимальной будет группировка, принятая среди скайдайверов: ноги вместе, колени повыше, голени прижаты к бедрам.
Есть несколько самых распространенных видов аварий:
1. Авария при взлете и посадке
Дым, резкое снижение, остановка двигателя, вот несколько примет такой аварии. Тут трудно что-то предсказать. Такие ЧП случаются быстро, и экипаж не успевает сделать никаких объявлений. Поэтому действуйте строго по инструкции. Плотно пристегните ремень, он должен находиться как можно ниже у бедер. Ноги упереть в пол, выдвинуть их как можно дальше, но не под впереди стоящее кресло. Руки сцепить под коленями, голову наклонить к коленям или просто как можно ниже. В США рекомендуют позу: скрестить руки на впереди стоящем кресле и упереть голову в них. Детей нельзя брать на руки - вы не сможете удержать их во время удара. Сидите так и никуда не бегите, пока самолет не остановится.
Click to view
2. Декомпрессия
Самолет разгерметизируется. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух и его нельзя задержать. Одновременно вероятны звон в ушах и боли в кишечнике. Быстро надевайте кислородную маску и пристегивайте ремень. Во время декомпрессии экипаж быстро снижает высоту полета - на высоте менее 3000 метров кислорода в воздухе уже достаточно, чтоб дышать. Поэтому, будьте готовы к резкому снижению или жесткой посадке.
3. Пожар
Если самолет успел приземлиться, у вас есть всего пара минут, чтобы эвакуироваться. Тут вам снова поможет знание расположения аварийных выходов. Не дышите дымом, дышите через одежду или платок (желательно влажный, конечно). Пробираться до выхода ползком безопаснее, потому что дым поднимается вверх. Но велика вероятность, что вас просто затопчут.
4. Посадка на воду
Перед тем, как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 минут. Скорость погружения зависит от повреждений. Все инструкции по этому поводу обычно есть на заветной картонке.
Что делать если вас похоронили заживо?
Поздравляем, вы проснулись в гробу! Что теперь делать?
Экономьте кислород
Запас воздуха в гробу на час-два. Не кричите: сердцебиение участится, паника усилится, расход кислорода повысится. А снаружи вас, все равно, никто не услышит - земля поглотит все звуки. Не зажигайте спички или зажигалки. Пользуйтесь фонариком или телефоном, если вы, конечно, прихватили их с собой.
Защититесь от земли
Скрестите руки на груди, схватив ладонями плечи и стяните с себя рубашку и завяжите её узлом над головой. Это защитит от земли - она не забьется вам во все дыры.
Расшатайте крышку гроба
Сбивайте крышку ногами. Если вас похоронили в дешевом гробу, крышка будет уже сломана под весом земли. Как только крышка сломается, направляйте землю от головы к ногам. Когда места станет мало, пытайтесь ногами прессовать землю в разные стороны.
Вперед, на землю
Постарайтесь сесть, земля сверху засыплет пустое место. Теперь вставайте. Земля в свежей могиле рыхлая. Если, пока вы лежали, прошел дождь, ситуация усложняется. Но вы уже сделали все, что могли. Удачи!
Что делать, если вы в тонущей машине?
В среднем, автомобиль полностью погружается за минуту. Водой он заполняется примерно с той же скоростью, поэтому отсидеться, как в подводной лодке, не получится. Если успеете - сразу открывайте дверь, пока ее не прижала вода. Или выбирайтесь через окна, пока они на поверхности.
Если все уже совсем плохо варианты такие:
Не отстегивайте ремень безопасности
Кoгда вода заполнит салон - вы всплывете под потолок и не сможете ничего делать. Ремень будет вашей опорой, пока вы не найдете выход.
Попробуйте открыть или разбить окно
Не факт, что сработает, но автопроизводители обещают, что под водой автоматическое открывание окон работает в течение 3-х минут. Разбить окно можно только тяжелым предметом: огнетушитель, молоток, ножка съемного подголовника, говорят, тоже подойдет. Лобовое стекло разбить сложнее из-за дополнительной защиты, поэтому бейте боковые - в центр, в одно и то же место. Если разбить окно не получилось есть последний шанс!
Располагайтесь поудобнее
Снимите всю тяжелую и сковывающую одежду. Откиньте кресла назад, чтобы освободить место. Дышите глубоко, чтобы насытить кровь кислородом - скоро он вам сильно понадобится. Положите руку на ручку двери, чтоб не искать ее под водой.
Тоните до последнего и открывайте дверь
Когда машина уже пошла под воду, дверь не получится открыть, пока давление в салоне и водоеме не сравняется. Это значит, автомобиль должен заполниться водой чуть более, чем полностью. Еще одна плохая новость: это произойдет не сразу, а секунд через 30-50 после вашего последнего вдоха. Есть истории с хорошим концом, но по версии Top Gear воздуха вам не хватит, например
Click to view
Если в салоне пассажиры
Попытайтесь хотя бы примерно рассказать им, что вы будете делать. И да, лучше бы, конечно, в этом случае, лобовое стекло поддалось. Детей, при возможности, выталкивайте первыми.
Что делать, если лифт падает?
Уж не знаем, правда это или лифтерская пропаганда, но все статьи о падениях лифта начинаются с фразы «лифты сейчас, конечно, слишком круты, чтобы просто взять и рухнуть». Но менее страшно от этого не становится.
Чего нельзя делать в падающем лифте?
Первое, что стоит сказать: тема с подпрыгиванием не работает. Лифт, который падает с 6-го этажа, разгоняется до 80 км/ч. И даже если вам удастся подпрыгнуть точно в момент приземления это сократит скорость всего па пару-тройку километров. Подпрыгивающий манекен, который разрушители мифов засунули в такой лифт, разнесло на кусочки. Чтобы спастись на скорости 80 км/ч надо с такой же скоростью подпрыгнуть, да еще и в нужный момент. Так же не пытайтесь согнуть колени и принять «пружинящую» позу.
Что делать?
Советов не так много. Нажмите кнопку «Стоп». Если ничего не произошло, есть пара безопасных поз: сесть на корточки и упереться руками в пол, лечь на пол на живот, положить сумку под голову, накрыть голову руками. Чем неподвижнее вы будете, тем безопаснее.
Судя по новостям, умирают в таких случаях редко. В основном ломают ноги, иногда позвоночник.
Кстати, готовы подарить вам еще одну невероятную фобию. Этим летом в Чили лифт не упал, а наоборот, разогнался до 80км/ч по пути наверх и вылетел на крышу. Никто, не умер, но травмировался.