Фрагмент иллюстрации из графического романа «Супермен: Красный сын»
© «Азбука-Аттикус»В свете событий последнего времени комикс о Супермене, выросшем в СССР, даже не кажется шуткой.
Графическому роману Марка Миллара «Супермен: Красный сын» (художники - Дэйв Джонсон и Килиан Планкетт) уже без малого двенадцать лет, но именно сейчас он кажется пугающе актуальным. Перевирая слова классика, комикс - ложь, да в нём намёк… Впрочем, судите сами.
Суть задумки до банальности проста и невероятно красива: что было бы, попади Супермен не в Америку, а в Советский Союз? Кем бы он стал, если б вырос в сороковые не в Канзасе, а на Украине?.. Замена одной супердержавы на другую даёт замечательный эффект. Особенно если переделать канонические цитаты на коммунистический лад, в духе советской пропаганды:
Супермен, неведомый посланец иных миров, способный обращать реки вспять и голыми руками гнуть стальные рельсы, становится заступником простых рабочих в непрестанной борьбе за Сталина, социализм и расширение организации Варшавского договора. Супермен, гордость Советов, символ нашей военной мощи.
Как ни странно, о подвигах Супермена в военное время не упоминается; тут явный недочёт автора: чем был занят герой, когда его соотечественники бились с фашистами? Просто рос, набирал силу?.. Неизвестно. История вступает в силу в 50-е годы: переехав из родного колхоза в Москву, Супермен не стал растрачивать драгоценное время на работу в «Известиях» или «Правде», а сразу принялся наводить в стране порядок. Землетрясение в Сталинграде, наводнение в Одесском порту - вот его привычное поле деятельности.
Но главное - Советы представляют его как оружие, которое эффективнее водородной бомбы, что мигом меняет расстановку сил на политической карте мира. Штаты трепещут. Президент Эйзенхауэр обращается к нации, объявляя о невиданной ранее угрозе. Марта Кент, несостоявшаяся приёмная мать Супермена, в ужасе от «сталинского суперпришельца»; её страх разделяет каждый американец.
Разворот графического романа «Супермен: Красный сын»
© «Азбука-Аттикус»
В 1953-м Сталина отравили. Подробности не разглашаются, известно лишь, что поймманного злодея приговорили «к публичному расстрелу на Красной площади». Партийная верхушка настаивает, чтобы Супермен заполнил брешь, возникшую после потери Отца народов. «Они уверены, что без старика коммунизму конец - особенно теперь, когда США вступили в гонку сверхчеловеческих вооружений», - говорит глава НКВД Пётр Рослов, внебрачный сын Сталина, до недавних пор сам рассчитывавший стать преемником. Супермен от высокой чести отказывается, утверждая, что видит свою задачу лишь в помощи простым людям.
То, что я от рождения обладаю некоторыми преимуществами, не делает из меня главу социалистического государства. Простите, товарищи, но это противоречит самой сути коммунистической идеи!
Но встреча с подругой детства Ланой Лазаренко и её детьми Иорданом и Мехри открывает герою глаза на истинное положение дел, на то, что он не видел с высоты Мавзолея: в стране образовались голодные очереди. Тут уж Супермен не выдерживает и принимает решение: «Товарищи, скажите всем: больше не надо бояться голода! Супермен всех спасёт».
«Пусть враг трепещет! Осталась лишь одна супердержава», «Граждане! Слава нашему Товарищу из Стали! Слава рабочей утопии!», «Ни преступлений, ни катастроф - спасибо Председателю Супермену!» - гласят выдержанные в красных тонах плакаты. Но с годами в народе растёт недовольство: «Да мы для него как звери в клетке. Он нас, конечно, кормит и охраняет, но, пока это чудище у руля, свободы нам не видать». Тут появляется Бэтмен в телогрейке и ушанке, «тёмная сторона советской мечты», «символ мятежа, который не угаснет, пока не рухнет режим»… Но наш пересказ зашёл слишком далеко и готов наткнуться на уже совсем неприличные спойлеры.
Разворот графического романа «Супермен: Красный сын»
© «Азбука-Аттикус»
Однако не удержимся от соблазна - и хотя бы в общих чертах опишем ту бездну, в которую провалились Соединённые Штаты из-за отказа присоединиться ко Всемирному Советскому Союзу под плащом Супермена. Пожелав (наряду с Чили) сохранить независимость, страна оказалась «на грани социального и финансового краха». Всё стало разваливаться. В 1978-м президент вынужден был признать независимость Джорджии. Народные волнения привели к кровопролитной гражданской войне 1986-го года, после которой под одним знаменем осталось всего 34 штата. Упорно отвергая гуманитарную помощь со стороны Супермена, власти привели к тому, что 350 миллионов человек замерли на грани голодной смерти. Танки вошли на Пятую авеню, люди убивали друг друга за корку хлеба, бездомные дети спали прямо на улицах…
Америка - как раковая опухоль. Или уничтожьте её немедленно, или отойдите в сторону и ждите, когда она уничтожит весь организм.
Жаль, что всё это - самое интересное - остаётся лишь в репликах персонажей и закадровых комментариях. Из положительных моментов: в 1963-м убили не Кеннеди, а Никсона. На посту президента выживший Дж. Ф.К. развёлся и женился на также выжившей Мэрилин Монро. К началу нулевых в странах Варшавского договора, где «больше нет места бедности, невежеству, болезням и непокорности решениям партии», живёт почти шесть миллиардов коммунистов, продолжительность жизни которых увеличилась до 112 земных лет. Красота!..
Разворот графического романа «Супермен: Красный сын»
© «Азбука-Аттикус»
Всё это очень здорово. И особенно выразительно в картинках: парад на Красной площади, Музей Супермена с Лениным на верхушке (за основу взят наш непостроенный Дворец Советов), символ террориста Бэтмена над собором Василия Блаженного!.. Но если судить объективно, восхитительная идея недожата и скомкана, автор не воспользовался и половиной открывавшихся перед ним возможностей. Вероятно потому, что не вник до конца в суть страны, которую описывал. Понятно, конечно, что похороны Сталина в ноябре 53-го - это присущий комиксам сдвиг во времени, придираться к исторической недостоверности тут глупо. Но всё-таки если бы Миллар уделил проработке фона чуть больше внимания, могло бы выйти куда лучше. Вместо этого он вводит в сюжет явно утяжеляющие его параллельные линии: влюблённая в Супермена Чудо-женщина Диана, уменьшенный коварным инопланетянином Сталинград… Это отвлекает, не добавляя ничего по существу. И при всех своих прелестях «Красный сын» остаётся всё же довольно поверхностной пародией, без глубины - хотя и с занятными предвидениями (вроде сокрушительной победы Лекса Лютора на выборах: «за» - 101% избирателей).
Это, кстати, характерно и для других работ Марка Миллара, принёсших ему всемирную славу. Упомянем лишь те из них, что известны, наверное, каждому благодаря экранизациям: «Особо опасен» и «Пипец», совсем скоро в прокат выходит фильм «Kingsman: Секретная служба». Каждый раз тут хлёсткая задумка, «фишка», вызывающая безусловный восторг. «Изюминка» так вкусна, что способна на одном дыхании протащить за собой весь локомотив сюжета. Который в итоге оказывается обеднён отсутствием многих подробностей, выпуклостей и придающих жизненности шероховатостей. Хотя листать страницы всё равно весело.
Российское издание романа снабжено традиционными бонусами: предварительными набросками, основательными примечаниями, а также предисловием, написанным Томом Де Санто, который на тот момент был продюсером первых двух серий «Людей Икс», а позднее «подмял» под себя ещё и «Трансформеров». Вот что он пишет:
Но даже если традиционная буква «S» на груди супермена превратилась в серп и молот, главное в нём осталось прежним: Супермен убеждён, что сражается за правое дело. Намерения у него самые что ни на есть благие, однако мы-то с вами знаем, куда ведёт дорога, ими вымощенная. И тем не менее Супермен по-прежнему хочет, чтобы жить в нашем мире было уютно и безопасно, правда, на этот раз он готов силой заставить нас поверить, что именно ему виднее, как лучше.
Обложка графического романа «Супермен: Красный сын»