КОЛОМЕНСКАЯ ЗЕМЛЯ ВСТРЕТИЛА «РЕКОРДНЫЙ» СТРАТОСТАТ

Oct 09, 2013 21:56



За толщей облаков - там, где человеческий глаз не в силах что-либо разглядеть, летают шедевры инженерной мысли, космические корабли, как говорят в знаменитом фильме, бороздят пространства вселенной - это сей­час никого не удивляет. Когда-то же подъем на большую высоту был огромным прорывом. 80 лет назад - 30 сентября 1933 года советский стратостат «СССР-1» поднялся на 19 000 м, обог­нав результат швейцарского аппарата в 16 200 м. Приземлилось же научное чудо в Коломне.
[Spoiler (click to open)]
В ПЛАНЕ - СТРАТОСТАТ
19 января 1932 года в Мос­кве председатель Гидроме­теорологического комитета РСФСР Н. Н. Сперанский созвал первое заседание по изуче­нию стратосферы. На первом за­седании специальной Комиссии 22 января был намечен план ра­бот, включавший постройку стра­тостата для подъёма с людьми на высоту 20-25 км. Члену ко­миссии М. Н. Канищеву поручили разработать проект стратосферно­го аэростата.
Работу возглавил командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Г. А. Прокофьев. В про­ектировании и постройке принима­ли участие Отдел воздухоплавания ГК НИИ ВВС, кафедра воздухоп­лавания Военно-воздушной акаде­мии им. профессора Н. Е. Жуков­ского, Научно-исследовательский институт резиновой промышлен­ности и другие организации. Одним из инициаторов постройки стратос­тата и конструктором его гондолы был начальник Бюро особых конс­трукций ЦАГИВ. А. Чижевский.
5 000 ПОГОННЫХ МЕТРОВ
Гондола имела шарообразную форму диаметром 2,3 м и 9 ил­люминаторов диаметром 120 и 150 мм для кругового обзора. Для проведения научных исследований стратосферы в гондоле и снару­жи её были установлены приборы для исследования космических лучей, электрического поля и элек­тропроводности воздуха, а также точные навигационные приборы: альтиметры, секстант, термомет­ры, самопишущие барографы, метеорографы и вариометр. На борту стратостата располагалась мощная радиостанция. На стропах вне гондолы были подвешены спе­циальные приборы для взятия проб воздуха.
Оболочка стратостата отлича­лась от оболочек обычных аэро­статов своими размерами - её объем составлял 24500 м . На неё пошло примерно 5000 погон­ных метров перкалевой материи, на которую нанесли тонкие слои специального резинового соста­ва. Рецептуру и технологические процессы для изготовления ткани оболочки разработали сотрудники Научно-исследовательского инсти­тута резиновой промышленности Е.Н. Кузина и Г.К. Левитина. (По материалам Википедии)


НА ВСЕХ ПАРАХ - В КОЛОМНУ
Покорять стратосферу на «СССР-1» отправились пилот Э.К. Бирнбаум, инженер К.Д. Годунов, командир стратостата Г.А. Проко­фьев.
30 сентября 1933 года в Под­московье в 8 часов 40 минут стра­тостат был запущен.
По всему миру расходились те­леграммы корреспондентов иност­ранных газет: обстановку в воздухе и состояние экипажа отслеживали на протяжении всего полета.
Спуск стратостата должен был состояться где-то между Бронница­ми и Коломной. Как только в Мос­кве были получены эти сведения, три иностранных корреспондента: мистер Лайонс, представляющий крупнейшее американское агентс­тво «Юнайтэд пресс», Ральф Бар­нес из газеты «Нью-Йорк геральд трибюн» и Спенсер Вильяме из лондонского «Обсервера» выеха­ли в сторону Коломны на бежевом автомобиле «Плимут». С опорой на их впечатления, а также других участников события - всё сказан­ное ниже.
Погода в тот день стояла яс­ная, и жители Москвы целый день могли наблюдать за чуть замет­ным видимым пятнышком на небе - стратостатом. Но иностранным корреспондентам «засечь» его на небосклоне не удалось, поэтому некоторое время им приходилось ехать, доверяя только радио, до­кладывающему направление дви­жения стратостата. Белый шар появился в поле зрения «пресле­дователей» стратостата в 16 часов 10 минут. Он резко снижался и постепенно стали отчетливо видны буквы «СССР». С этого момента началась бешеная гонка между ав­томобилем и воздушным шаром, напоминающая сцену из фантасти­ческого фильма. На удачу коррес­пондентов, стратостат «послушно» летел в попутном с «Плимутом» направлении.
С большой скоростью автомо­биль ворвался в Коломну. В это время огромный шар уже засти­лал горизонт, и не заметить его было невозможно. Из всех домов на улицы вылилось огромное чис­ло людей, и все понеслись в ту же сторону, куда летел диковинный аппарат.
МОРЕ ЛЮДЕЙ «ШТУРМУЕТ» РЕКУ
У Москва-реки, недалеко от Ко­ломенского завода, толпа остано­вилась: разведенный мост прервал движение. Замер и автомобиль. Из него прямо в грязь выпрыгнули корреспонденты. «СССР-1» при посадке выпустил гайдроп (канат), которым чуть не задел толпу. Груп­па рабочих ухватилась за него и повисла, но стратостат, сбросив­ший в воду последний балласт, подпрыгнул на несколько метров, и люди посыпались на землю. Тол­па в тысячу людей облепила берег реки, а мост так и не сводили. Меж тем, не теряя времени, коррес­понденты и какой-то красноарме­ец вскочили в полузатопленную лодку. Выплыли на середину реки - мокрые, вёсел нет. Находчивый корреспондент Бернес вырвал у лодки скамейку и стал грести ей, да так, что обдал всех своих спут­ников холодной водой. Но на это, кажется, они и не обратили внима­ние.


ПОБЕДНЫЙ МИТИНГ НА ЛУГУ
Шар-гигант опустился на зеле­ный луг за Коломенским заводом. Гондола стратостата стукнулась корзиночным амортизатором о землю и прочно встала на своем постаменте из ивовых прутьев. Именно из ивовых прутьев! Инже­нер Цебриков, сделавший ставку на способности кустарей Вяземс­кого промколхоза, не просчитал­ся: амортизатор выдержал удар об землю и не разбился - лопнуло только несколько ивовых прутьев. До этого времени кустари делали только художественную мебель!
Два корреспондента-американ­ца и красноармеец всё же доплыли до противоположного берега, кру­того, в липкой грязи. Засучив рука­ва, эта «команда» поползла вверх на четвереньках. Мост свели, и людское море хлынуло в сторону стратостата.
Воцарилась тишина: люди за­мерли, а некоторые даже сняли шапки. В окошке показалась голо­ва командира экипажа Прокофь­ева - тишина прервалась громог­ласным «ура!».
Он вылез из гондолы и, вопре­ки ожиданиям толпы, не спрыгнул на твердую землю, а полез наверх по плетеной лестнице. Встав на гондолу, он обратился к людям: «Товарищи, партия и советская власть, пославшая нас в стратос­феру на завоевание воздушной стихии, до сих пор недоступной для человеческой техники…» И снова грянуло «ура!»
Экипаж чудо-шара выбрался на землю. Здесь, на зеленом лугу, развернулся целый митинг: на гон­доле-трибуне друг друга сменяли председатель горсовета, комсо­мольцы, рабочие Коломенского завода, красноармейцы. Из Мос­квы приехали воздухоплаватели, инженеры, журналисты, писатели. Иностранные корреспонденты, задав все свои вопросы, больше чем на час заняли московский те­лефонный провод, передавая под­робности мировой новости. Туда же прибыла комиссия ученых. При­боры с гондолы были сняты, и этот «клад» передали для изучения в
Не всем журналистам в тот день повезло увидеть стратостат. Известно, что корреспонденты двух круп­ных иностранных изданий, отправившись из Москвы заблаговременно, погна­лись за… миражом. А зна­менитый советский летчик Михаил Водопьянов вместе с фотокорреспондентом почти до захода солнца пре­следовали луну!

СССР, Коломна, Стратостат

Previous post Next post
Up