КОЛОМЕНСКАЯ ЗЕМЛЯ ВСТРЕТИЛА «РЕКОРДНЫЙ» СТРАТОСТАТ
Oct 09, 2013 21:56
За толщей облаков - там, где человеческий глаз не в силах что-либо разглядеть, летают шедевры инженерной мысли, космические корабли, как говорят в знаменитом фильме, бороздят пространства вселенной - это сейчас никого не удивляет. Когда-то же подъем на большую высоту был огромным прорывом. 80 лет назад - 30 сентября 1933 года советский стратостат «СССР-1» поднялся на 19 000 м, обогнав результат швейцарского аппарата в 16 200 м. Приземлилось же научное чудо в Коломне. [Spoiler (click to open)] В ПЛАНЕ - СТРАТОСТАТ 19 января 1932 года в Москве председатель Гидрометеорологического комитета РСФСР Н. Н. Сперанский созвал первое заседание по изучению стратосферы. На первом заседании специальной Комиссии 22 января был намечен план работ, включавший постройку стратостата для подъёма с людьми на высоту 20-25 км. Члену комиссии М. Н. Канищеву поручили разработать проект стратосферного аэростата. Работу возглавил командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Г. А. Прокофьев. В проектировании и постройке принимали участие Отдел воздухоплавания ГК НИИ ВВС, кафедра воздухоплавания Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского, Научно-исследовательский институт резиновой промышленности и другие организации. Одним из инициаторов постройки стратостата и конструктором его гондолы был начальник Бюро особых конструкций ЦАГИВ. А. Чижевский. 5 000 ПОГОННЫХ МЕТРОВ Гондола имела шарообразную форму диаметром 2,3 м и 9 иллюминаторов диаметром 120 и 150 мм для кругового обзора. Для проведения научных исследований стратосферы в гондоле и снаружи её были установлены приборы для исследования космических лучей, электрического поля и электропроводности воздуха, а также точные навигационные приборы: альтиметры, секстант, термометры, самопишущие барографы, метеорографы и вариометр. На борту стратостата располагалась мощная радиостанция. На стропах вне гондолы были подвешены специальные приборы для взятия проб воздуха. Оболочка стратостата отличалась от оболочек обычных аэростатов своими размерами - её объем составлял 24500 м . На неё пошло примерно 5000 погонных метров перкалевой материи, на которую нанесли тонкие слои специального резинового состава. Рецептуру и технологические процессы для изготовления ткани оболочки разработали сотрудники Научно-исследовательского института резиновой промышленности Е.Н. Кузина и Г.К. Левитина. (По материалам Википедии)
НА ВСЕХ ПАРАХ - В КОЛОМНУ Покорять стратосферу на «СССР-1» отправились пилот Э.К. Бирнбаум, инженер К.Д. Годунов, командир стратостата Г.А. Прокофьев. 30 сентября 1933 года в Подмосковье в 8 часов 40 минут стратостат был запущен. По всему миру расходились телеграммы корреспондентов иностранных газет: обстановку в воздухе и состояние экипажа отслеживали на протяжении всего полета. Спуск стратостата должен был состояться где-то между Бронницами и Коломной. Как только в Москве были получены эти сведения, три иностранных корреспондента: мистер Лайонс, представляющий крупнейшее американское агентство «Юнайтэд пресс», Ральф Барнес из газеты «Нью-Йорк геральд трибюн» и Спенсер Вильяме из лондонского «Обсервера» выехали в сторону Коломны на бежевом автомобиле «Плимут». С опорой на их впечатления, а также других участников события - всё сказанное ниже. Погода в тот день стояла ясная, и жители Москвы целый день могли наблюдать за чуть заметным видимым пятнышком на небе - стратостатом. Но иностранным корреспондентам «засечь» его на небосклоне не удалось, поэтому некоторое время им приходилось ехать, доверяя только радио, докладывающему направление движения стратостата. Белый шар появился в поле зрения «преследователей» стратостата в 16 часов 10 минут. Он резко снижался и постепенно стали отчетливо видны буквы «СССР». С этого момента началась бешеная гонка между автомобилем и воздушным шаром, напоминающая сцену из фантастического фильма. На удачу корреспондентов, стратостат «послушно» летел в попутном с «Плимутом» направлении. С большой скоростью автомобиль ворвался в Коломну. В это время огромный шар уже застилал горизонт, и не заметить его было невозможно. Из всех домов на улицы вылилось огромное число людей, и все понеслись в ту же сторону, куда летел диковинный аппарат. МОРЕ ЛЮДЕЙ «ШТУРМУЕТ» РЕКУ У Москва-реки, недалеко от Коломенского завода, толпа остановилась: разведенный мост прервал движение. Замер и автомобиль. Из него прямо в грязь выпрыгнули корреспонденты. «СССР-1» при посадке выпустил гайдроп (канат), которым чуть не задел толпу. Группа рабочих ухватилась за него и повисла, но стратостат, сбросивший в воду последний балласт, подпрыгнул на несколько метров, и люди посыпались на землю. Толпа в тысячу людей облепила берег реки, а мост так и не сводили. Меж тем, не теряя времени, корреспонденты и какой-то красноармеец вскочили в полузатопленную лодку. Выплыли на середину реки - мокрые, вёсел нет. Находчивый корреспондент Бернес вырвал у лодки скамейку и стал грести ей, да так, что обдал всех своих спутников холодной водой. Но на это, кажется, они и не обратили внимание.
ПОБЕДНЫЙ МИТИНГ НА ЛУГУ Шар-гигант опустился на зеленый луг за Коломенским заводом. Гондола стратостата стукнулась корзиночным амортизатором о землю и прочно встала на своем постаменте из ивовых прутьев. Именно из ивовых прутьев! Инженер Цебриков, сделавший ставку на способности кустарей Вяземского промколхоза, не просчитался: амортизатор выдержал удар об землю и не разбился - лопнуло только несколько ивовых прутьев. До этого времени кустари делали только художественную мебель! Два корреспондента-американца и красноармеец всё же доплыли до противоположного берега, крутого, в липкой грязи. Засучив рукава, эта «команда» поползла вверх на четвереньках. Мост свели, и людское море хлынуло в сторону стратостата. Воцарилась тишина: люди замерли, а некоторые даже сняли шапки. В окошке показалась голова командира экипажа Прокофьева - тишина прервалась громогласным «ура!». Он вылез из гондолы и, вопреки ожиданиям толпы, не спрыгнул на твердую землю, а полез наверх по плетеной лестнице. Встав на гондолу, он обратился к людям: «Товарищи, партия и советская власть, пославшая нас в стратосферу на завоевание воздушной стихии, до сих пор недоступной для человеческой техники…» И снова грянуло «ура!» Экипаж чудо-шара выбрался на землю. Здесь, на зеленом лугу, развернулся целый митинг: на гондоле-трибуне друг друга сменяли председатель горсовета, комсомольцы, рабочие Коломенского завода, красноармейцы. Из Москвы приехали воздухоплаватели, инженеры, журналисты, писатели. Иностранные корреспонденты, задав все свои вопросы, больше чем на час заняли московский телефонный провод, передавая подробности мировой новости. Туда же прибыла комиссия ученых. Приборы с гондолы были сняты, и этот «клад» передали для изучения в Не всем журналистам в тот день повезло увидеть стратостат. Известно, что корреспонденты двух крупных иностранных изданий, отправившись из Москвы заблаговременно, погнались за… миражом. А знаменитый советский летчик Михаил Водопьянов вместе с фотокорреспондентом почти до захода солнца преследовали луну!