Про Нашего Русского Дюрера.

Mar 20, 2019 19:56


Этим текстом я бы хотел обратиться прежде всего к молодым творческим людям: архитекторам, художникам, искусствоведам. В каждой не завидной ситуации есть свои плюсы и как бы на первый взгляд не казалась скверной ситуация она во многом дает право на следующий шаг, начало чего то совершенно нового и уже поэтому великого. В своей жизни я занимался больше коммерческой деятельностью чем изучением искусства и меня всегда удивляло то уныние которое царит в творческой современной среде. В качестве примера можно привести деятельность двух современных блогеров: Шако shakko-kitsune.livejournal.com  и Варламова  Varlamov.ru   Доводы ими приводимые кажутся ясными и очевидными и уже потому популярными, между тем они вомногом носят характер заявлений в духе "Шеф Все пропало" и прежде всего не предлагают никакого выходы из сложившийся ситуации. Как старый экономист я отказываюсь видеть выход в копировании чужих достижений ( так называемая стратегия Ложного Гриба) или вливании сколько нибудь больших денег ( инфляция).  Любое большое дело это прежде всего хорошая идея, а не что-либо вышеуказанное.
Поэтому прежде чем рассказывать о Россике, а именно этому явлению посвящен мой сегодняший текст и  в его существовании я вижу большую возможность для молодых творческих людей, я бы хотел вспомнить старый анекдот про маркетологов: http://dicaster.ru/dva-torgovtsa-obuvyu-v-afrike/.  По-моему глубокому убеждению рынок новых культурных идей ( а под этим я понимаю и все искусства)  в России совершенно пуст и потому тому кто найдет нужные для этого рынка идеи и слова суждено великое будущее. И я бы очень хотел что бы наша молодежь эту возможность осознавала и к ней стремилась. Не вижу смысла как либо ратовать за  ограничение  творчества вышеуказанных авторов, однако не могу и указать на его абсолютную бесполезность и при определенном взгляде - вредность. Дальше же о Росике.

Разговаривать с художником или архитектором как малое дитя успокаивать: эту  особенность творческих людей отмечали многие.



Русский Дюрер из Тутаева.

Но пожалуй вернее всего ее оценил Хармс. Помните знаменитое?

.....ХУДОЖНИК: Я художник!
РАБОЧИЙ: А по-моему,ты говно! (Художник тут же побледнел, как полотно, И как тростиночка закачался И неожиданно скончался. Его выносят.)
III КОМПОЗИТОР: Я композитор! ВАНЯ РУБЛЕВ: А по-моему, ты говно! (Композитор, тяжело дыша, так и осел. Его неожиданно выносят.) ............

Вышеуказанная сценка разумеется тот край, к которому приблежаться никому и никогда не хочется. Видимо этим легко объяснить  то, что для некоторых явлений в нашей исскустве  специальных слов не нашлось. Да и зачем такие слова изобретать которые обидят многих? Вместо этого есть слова заменяющие. Вроде и обозначает слово совсем другое но при определенном случае искусствовед сквозь зубы процедит

Россика.........

Большинству она известна как вполне невинное занятие. Вот как ее довольно остроумно кто-то определил на канале Арзамас: Россика - это все, что написали иностранцы, которые приезжали в нашу страну - или не приезжали, а составляли компиляции, сидя у себя дома, у камина, в Лондоне или каком-нибудь еще хорошем месте. Как всё относящееся к Британии называется британника, к Франции - галлика, к Японии - японика.



Покрова На Нерли. Возводили мастера присланные Фридрихом Барбороссой. Тем самым Барбароссой в честь которого был назван план нашествия на СССР в 1941. Гримасса истории)!

Однако на слэнге это еще и культурное влияние. Когда русский мастер что-то подсмотрел за границей и воплотил в камне или краске на территории нашей родины. Зачастую бывало так что иностранец приехав в россию воплощал тут свои художественные навыки полученные ранее за границей. Бывало часто что целые династии иностранных мастеров жили на территории нашей родины.  В том что я напишу ниже не стоит ожидать подробного пересказа истории архитектуры 19 -20 столетий - мое дело указать на тенденции и показать побольше зданий из "россики"



Нарышкинское или до петровское Барокко. Последствия северного немецкого ренессанса.



Смольный собор. Растрелли. Сын другого Растрелли, литейщика и скульптора. Когда это барокко строили в Европе о нем уже забыли.



"Петровское барокко"  На деле сложный сплав из голандского классицизма и чего там еще.

Обычно пишут что архитекторы попав на русскую почву орусевали, даже  переиначивают их имена по-русски. Например Варфоломей Варфоломеевич Расстрели. Или Карл Иванович Росси. Иногда это здорово напоминает настоящую историю США где нельзя называть негра негром только афроамериканец. Вот википедия сообщает : российский архитектор итальянского происхождения( !!!!!!), автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.



Карл Иванович Росси. Родился в Неаполле Умер в России.

Разумеется никаких "случайностей" в жизни этих выдающихся людей не происходило. Росси учился в Российской академии художеств у другого понастаящему влюбленного в Россию архитектора Винченца Бренна. И Росси и Бренна итальянцы.  Как принято у нас русаков  говорить совпадение?  Не думаю!



Архитектор Сюзор. Тяжелый руст и скульптуры.

Дальше процесс пошел интереснее. "Русские" императоры  ( по крови сильно онемеченные) стали жиниться на немецких принцессах. Процесс шел весь 19 век, а как известно архитектуру заказывают все больше женщины: мужчинам им бы повоевать и позахватывать, женщины же любят прекрасное.  Жаль, но чувство прекрасного у многих мешается с чувством национального. Итальянские архитекторы больше не были любимыми, зато свои немцы к концу 19 века сильно заполонили учебные скамьи в Российской академии художеств. Что бы опять понять процесс откроем сайт посвященный архитектуре Петербурга на вкладке Модерн и вчитаемся в русские фамилии архитекторов. http://www.citywalls.ru/search-archstyle400.html Виндльбрант, Горенберг, Марфельд, Шмидт. Нет это еще пока не евреи как Вы могли подумать. Это настоящие породистые немцы. Большинство из них после революции уедет на родину предков. Я не проводил подсчетов, но мне казалось что доля немцев среди архитекторов к конце 19 века точно подходила к половине.  В этом не спешно процессе длинною почти в век есть и прекрасные моменты о которых нельзя не рассказать.



Собор Христа Спасителя. Константин Тон - очередной орусевший немец.

Константин Тон создал целый стиль -псевдорусский, в нем строили провославные церкви в 19 веке достаточн долго. Популярен и его современный вариант. Любопытно отследить процесс оруссевания Константина. Вот что сообщает википедия:  Учился в Петришуле (школа при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в г. Санкт-Петербурге) с 1801 по 1804 год. Был женат на Елене Ивановне урожденной Берг.  Процесс впитывания  русского воздуха в протестантской школе и женой немкой видимо шел лучше но стоит наверное откровенно признать что Тон был пусть и внешне правосланым но немецким человеком. О его архитектуре писали что она слишком суха и безжизненна, что по мне очень выдает ее духовный первоисточник.
Второй пример иллюстрирует здание которое я размещал выше. Немцы были не единственными великими архитекторами  второй половины 19 века, так  фамили Бенуа и Сюзора принадлежат потомкам французских фамилий.  Так что русская архитектура 19 века представляла из себя своеобразный компот из различных иностранных влияний.  При этом следует учитывать другой фактор. Русские архитекторы существовали но это не делало архитектуру более национальной. Вот к примеру крепостной Воронихин автор Петербургского Адмиралтейства получал образование в Европе. Существовала странная традиция отправлять выпускников Русской академии в Европу на 2-3 года. Разумеется в  случае возвращения такой ученик начинал повторять уже известный Европе опыт.  Русской архитектуры таким образом фактически не существовало.  Об это свидетельствовала еще одна интересная особенность. Отсутсвие работ по архитектурной теории русских авторов. То есть в системе получения архитектором образования не было главного на что следует опираться практик.
Закончить длинный 19 век конечно надо модерном. Как ни странно в нашей стране даже изданы монографии под названием: Русский модерн.  Читая их понимаешь какой густой кисель в голове у их авторов. Архитектура модерна в своих формах и композициях полность пренадлежит Европе и Америке и забавный пример очередного православного немца Шехтеля будет служить  точкой в нашем рассказе  о 19 веке,



Особняк Рябушинского в Москве. Шехтель умудряля мгновенно копировать все из зарубежных журналов. Разница между постройкой и фотографиями в журналах иногда меньше года.

20 же пролетел гораздо быстрее и в своей общей тенденции повторял предшевствующий, национальной архитектурной школы не было.   Отсутсвие своей архитектурной теории выразилось в поисках кумиров или их создании.  Такова якобы великая школа ВХУТЕМЕСА  слишком походившая на немецкие идеи упрощения  и на опыты американца Альберта Кана еще до первой мировой войны. Затем последовал настоящий сдвиг на почве Карбюзье https://www.facebook.com/groups/1956792031236837/permalink/2180782055504499/ Вот ссылка на прекрасный текст о предоленнии архитектором себя.  Мне всегда интересно зачем это делать. Зачем не попытаться найти что-то свое?  Ведь рецепт теоретических книг достаточно прост. Нужно выдвигать постулаты и их отставивать в практике.  Но нет вся советская архитектура следовала за чем то заморским. При этом попадались прекрасные примеры советского арт-деко, интересно что даже репрессии 30 годов не остановили заимствований из-за рубежа.https://arzamas.academy/mag/368-ardeco - вот тут можно посмотреть на советские образцы американской архитектуры. Дальнейших примеров я приводить не хочу по одной интересной причине, работа уже сделана.
Имя Варламова я упоминал и вот в этом посте https://varlamov.ru/3312605.html он сделал очень хороший обзор века 20.  Уже знакомые с тенденциями 19 и раньших веков вы без труда убедитесь в том что все повторилось.  Архитектура была. Она была разной. Но все идеи для нее приходили из вне и были не новы. Что предлагает Варламов в большинстве своих воззваний?  Продолжить традицию заимствований. Смотрите как хорошо на Западе или за Океаном. Прав ли он?  Да. Судя по тому обилию фактов, которые он обычно приводит он прав, судя по тому что я рассказал вам в сегодняшней части с картинками он безусловно прав. Однака есть чертовски привлекательная возможность и именно ей посвященна история про маркетологов.  Пожалуйста прочитайте ее! Ссылку я дал вначале этого поста.

Продолжается ли история заимствований в настоящее время - веке 21. Да корабль все так же плывет в привычном направлении.



Белгородская филаромния. Привет музеям Гугенхейма.

В Белгороде возвели новый фасад филармонии. Свежо красиво необычно? К сожалению только если вы не знаете два здания музеев Гугенхейма. С разницей в полвека они довели идеи двух неправильных башен до абсолютного узнавания.



Нью- Йоркский вариант.



Красавец из Бильбао.

В Воронеже тоже  кто-то скомуниздил идею. Но другую.  Здание новое, идея старая. Как называется такая стилистика Подскажите Пожалуйста. Образцов знаю очень много имя к сожалению нет.



Дом анимации Воронежской области. (проект).

Нагло пишут что он будет похож на белый айсберг. Действительно Воронеж имеет отношение к айсбергам, точнее ледникам. В воронежской области находится крупнейшая неолетическая стоянка Костенки. Вот бы архитектор вдохновился. Но нет - вдохновляет Европа.



Латвия никогда не была сильной страной в плане архитектурных идей.

Недавно я прочитал восторженный отзыв про современную Латвийскую Архитектуру!!! . На самом деле это не архитектура а копирование архитектурных форм Европы.



Где-то в Норвегии.

В советском союзе была сильна школа семантики. Жаль но ее идеи нашли применение только после европейского опыта. Крыша должна быть скатной - так учат наше сознание наши многовековые обычаи.  В глухих заборах кстати тоже нет ничего страшного. Живя в большой стране мы всегда старались огораживать дворы.
Идея высказанная но не получившая своего воплощения - пропавшая идея. Ее может использовать другой и с большим успехом. У нас по прежнему много идей на уровне литературы, философии, истории - У НАС НЕТ ИДЕЙ В АРХИТЕКТУРЕ.



Где-то в Германии.

Как все-таки называется эта стилистика с подобием скатных крыш?

Теперь перейдем к малым архитектурным формам. Вот где настоящая беда. Почему у нас в многонациональной стране не должно быть своего архитектурного языка? Почему никто не пишет об этом.

Вот тот же Варламов приводит два примера в обычном ключе: Плохо, Хорошо. Давайте проанализируем их с точки зрения происхождения архитектурных форм.

1. Плохо.



Плохо по мнению Варламова то что ижевские чиновники нарисовали проект карандашом. Нам же даже в карандашном наброске не составит труда узнать архитектурные формы фонарей и садовых диванов. Перед нами очередная реанкорнация сталинского послевоенного благополучия, которая в свою очередь базировалось во многом на ренесансных мотивах. Так в фонарях трудно не узнать перепев знаменитого гротеска, две закручивающиеся спирали билатерально вокруг оси симметрии. Вот образец итальянской керамики с этой идеей.



Кусок итальянской керамики с гротеском.

На самом деле под первым вариантом прочитывается уже какая-то традиция и этим он не так плох. Надо было отойти чуть в сторону в бок и возникло бы что-то новое но одновременно укорененное.

2. Хорошо.



По мнению Варламова Хорошо на самом деле ужос ужасный в плане архитектурных форм.   Посмотрите на эти болтающиеся круги для качания. Откуда они возникли в Ижевске?  Могу с большой долей уверенности предположить что они спроектированы где-то в Германии, изготовлены в Китае и ничем не отличаются от кругов в Шри-Ланке, США или Венесуэле.  И так не устроен современный мир и торговля как вы можете заметить. Так устроена современная практика идей. Только новые идеи приносят деньги и только тот кто умеет их высказывать становится поставщиком для остальных любителей новинок и мод. Почему нельзя сделать сиденье для качания из подручных материало " старой покрышки". Зачем спрашивать глупости? Это будет не по-европейски и владелец идеи не получит доход.



Площадка из Германии. Все тот же груг превратился в квардрат в духе все сделано из натуральных матерриалов. Полумесяц вызвал скандал кстати.

Спросили ли детей из ижевской деревни в какие игры они любят играть, о чем рассказывают им в сказках, о чем они мечтают? Разумеется спросили. Поэтому на ижевской площадке появилась паутинка.  Смешно?  Думаю нет вот такая же из Германии и Франции.



Паутинка из ижевска.



Паутинка из Берлина. Адресс площадки Spielplatz, John-Foster-Dulles-Allee 10.



Нашлась во Франции по запросу toile d'araignée sur le terrain de jeu

Да вы не ошиблись в своем выводе.  Ижевские дети должны прыгать на паутинках только потому что проектировщик никогда этих ижевских детей не видел, нужды этих детей ему не понятны, зато он знает что в Европе все здорово! Это же что-то новое скажет он!  Однако немного яндекса и запросов Вас убедят насколько все это вторично.



Полосатый навес на заднем плане картинки кстати отсылает нас к модернизму. У этих часто натыканных вертикальных консолей есть врожденный недостаток - они отлично собирают пыль. Но когда это кого останавливоло? Вертикальная часто натыканная консоль любимая затея модернизма. Архитекторы тыкают их уже больше 70 лет. Придумали ли это в Росии? Нет это очердная "мировая идея"!

Не надо вспоминать про Русский Рок или Русский Рэп - создание музыки по мне гораздо более сложный процесс чем архитектурные формы -в дохновение для них как это широко известно можно искать в природе, литературе, истории. Почему их ищут в зарубежных журналах, интернете и рекламных проспектах мне до сих пор не понятно.
Я затянул свой рассказ и на первый раз думаю достаточно.  Все что я хотел сказать этой историей так это то что рынок свободен, его нужно завоевывать)!

Пы.Сы. Прошу не писать глупые комментарии что я чего то не знаю. Я действительно знаю не все и даже не многое. Если я не ответил на ваши высказывания скорее всего вы написали что-то очень глупое, перечитайте базовые книги по истории архитектуры.

Первая картинка в посте русская копия знаменитой гравюры Дюрера Откровения Иоанна Богослова. Да! При росписи русских церквей тоже копировали  чужие идеи)))

Previous post Next post
Up