Пилотный проект скоростной железнодорожной перевозки крупнотоннажных контейнеров на маршруте Китай-ЕС планиуют запустить уже в этом году. Для этого будет сформирован первый поезд из грузовых вагонов новой конструкции, не имеющих мировых аналогов и способных передвигаться со скоростью 160 км/ч. Вполне вероятно, что первым заказчиком этих вагонов может стать «Почта России», и тогда посылки из Китая будут приходить с фантастической скоростью.
К середине мая на заводе «Трансмаш» завершится изготовление первых двух скоростных грузовых вагонов-платформ. На каждом вагоне может разместиться один контейнер стандарта 40 или 45 футов. Запуск первого поезда в режиме подконтрольной эксплуатации запланирован на III квартал 2017 года.
Это сугубо российская разработка. Подчеркну еще раз. В марте 2016 года между ООО «КСТ» и АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИКТИ» - дочернее общество ОАО «РЖД») был заключен договор на разработку скоростного вагона-платформы для перевозки контейнеров со скоростью до 160 км/ч.
Разработка скоростной железной дороги велась как за счет собственных средств, так и с привлечением займов из частных источников. Возврат заемных средств и инвестиций будет осуществляться из поступлений платежей роялти от проданных вагонов-платформ.
На первом этапе скоростной грузовой поезд планируется запустить на маршруте Эрлянь (граница КНР/Монголия) - Наушки (граница Монголия/Россия) - Москва - Брест (граница Таможенного союза/ЕС). Время в пути должно будет составить пять с половиной суток. Скоростной поезд может быть использован не только для организации почтовых перевозок, но и для доставки грузов компаний, занимающихся интернет-торговлей.
В настоящее время доля отправки почты железнодорожным транспортом составляет более 50% от всего объема почтовых отправлений. Железнодорожный транспорт является по-прежнему одним из самых эффективных как с точки зрения издержек, так и в части надежности.
Добавлю ложку дегтя. Вряд ли внедрение новых вагонов сможет радикально расшить узкие места в пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, даже если будет решена проблема с локомотивом, способным проводить такие вагоны на скорости 160 км/ч. Полный эффект от внедрения новой техники может быть получен только тогда, когда хотя бы на одном маршруте не останется старого подвижного состава.