По дороге, мимо покосившейся избушки, поднимая клубы пыли, с грохотом пролетела самодвижущаяся карета с синими фонариками. Валявшийся на обочине разноцветный пакетик взлетел в воздух, мгновение покувыркался в клубах пыли, и спланировал под ноги Старику, сидящему на завалинке.
- Чи… псы, - забормотал Старик, разглядывая пакетик. - Тьфу, гадость басурманская!
- Что расшумелся, Старый? - поинтересовался вышедший на крыльцо Иванушка, глядя на Старика, свирепо топчущего прохудившимся лаптем по жалобно шуршащему пакетику.
- Загубили страну! - заверещал Старик, метко плюнув на пакетик. - А какая страна была! Жили - не тужили! Все равны, как на подбор! А репку, какую выращивали? В мире такой репки не было!
- Опять свое заладил, - вздохнул Иванушка.
- И заладил! А ты слушай, внучек! Кто тебе еще правду расскажет?
- Да устал я уже слушать, как при репке хорошо было.
- А и было! Уверенность была и стабильность!
- Ага, стабильно пареная репа. На завтрак, обед и ужин. И уверенность, что если с утра в сельпо очередь не занять, так и вовсе без репы останешься.
- Это Старуха тебе такое наплела?! Ох, змея! Хуже ведьмы этой, из Новодворья! Плохо им раньше было! А сейчас хорошо?! - старик возмущенно замахал руками. - Мы, понимаешь, репкой питаемся, а за морем картошку-фри едят! Хотим тоже картошки! Получили свое?! Репку вырвали с корнем, Гномы золото народное украли, а картошек завезли, это да. Только покупать ее не на что!
- А кто Гномов ставил народное добро охранять? - не удержался Иванушка. - А Репку кто вырывал?
- Да, с Репкой непросто вышло. А я тебе так скажу, что все одно, не наша вина! Да, погорячились мы. И Репку тащили, было. Но стояла она крепко. И если бы не дрянь эта, из подполу вылезшая, кареглазая, с усами и длинным носом, которая стала Кошку за хвост тащить, так и до сих пор Репка стояла бы! А на Репке, все и держалось! Послушай вот, что я тебе расскажу.
Дед прикрыл глаза и начал рассказ:
"Давно это было. И время тогда было смутное. А враги всегда знали, что в Репке наша сила. И напали они, чтобы Репку нашу погубить, да посадить свою Картошку. И вот, вторглась звериная стая на нашу землю. В голове - пан Лисицкий в рыжей шубе. Топчут землю нашу, Репку найти хотят. Дошли они до Деревеньки. А в Деревеньке в то время, жил простой крестьянин по имени Иван Осипович Сусекин. Росту он был небольшого, но сложения богатырского. Поперек себя шире. И прозывали его за это Колобком.
И вот, схватили враги Ивана Сусекина, требуют, чтоб открыл он им, где Репка. Понял Колобок, что плохо дело. Найдут враги Репку, вырвут с корнем и Картошку свою посадят. И не простившись даже с Дедом и Бабой, запел он песню печальную и покатился по дорожке. А войско вражье за ним. Да только не к Репке он их привел, а в болото. Как поняли это враги, так принял Колобок от Лисицкого лютую смерть. Но и сами они, все в том болоте полегли. Ёперу потом про это сложил народ. "Жизнь за Репку" называется.
"Куда ты завел нас? - Лисицкий вскричал.
Туда, куда нужно! - Сусекин сказал. -
Убейте, замучьте! - хоть съешьте сей час!
Но знайте, подавитесь: Репку я спас!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на нашей земли!
В ней Репку с младенчества весь народ любит
И душу Картошкой свою не погубит!"
- Вот, как оно было. И сколько еще не нападали враги на землю нашу, отбивали мы их. На том стояла и стоять будет наша земля, - Старик смахнул слезу и крикнул тоненьким голоском. - За Родину! За Репку!
- Эх, старый, - вздохнул Иванушка. - Опера эта "Иван Сусекин" называется. Ты мне вот что скажи. А что, если б не Репка, то и землю свою защищать не пошел бы?
Старик растерянно посмотрел на Иванушку. Иванушка одернул рубаху, спустился с крыльца, сел рядом со Стариком и приобнял его.
- Ладно, пора мне, - сказал Иванушка вставая через некоторое время.
- Куда это ты? - спросил Старик, утирая глаза.
- Дела, - улыбнулся Иванушка. - Открыл с товарищами кооператив "Картошка". Работать надо. А там, глядишь, купим тебе лапти новые, избу поправим, да и вообще... За море съездить хочу. Мир поглядеть.
Отойдя от избы шагов на тридцать, Иванушка обернулся и крикнул Старику: "Колобки, вот на чем стояла и стоять будет наша земля! И золото народное у Гномов назад заберем! Дай только срок!"