Dec 19, 2024 23:40
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На прошлой неделе испытали с Медведём редкое везение: удалось попасть в Большой на премьеру "Саламбо" Мусоргского в постановке Администрации Президента:)) - оперу поставил Сергей Новиков, начальник Управления по общественным проектам АП и наш фактический министр культуры. Дирижировал, вестимо, Гергиев. Впечатлений масса, сразу записать поленилась, а тут и Медведь раньше подоспел. Лучше мне всё равно не написать:))).
Саид Гафуров
"Саламбо" оказалась такой же обязательной для русского человека, как и, например, Хованщина"
У меня сложилось ощущение, что после грандиозного успеха "Саламбо" в Большом приняли решение оставить ее в репертуаре. И это хорошая новость, потому что это какой-то совсем другой Мусоргский, вообще не похожий на Хованщину или Сорочинскую ярмарку. Как другой композитор, причем не менее талантливый. И ни разу не Вампука.
И еще - это очень актуально для воюющей страны, очень! Прямо передергивало в некоторых моментах - про неприглядную, тяжелую и неприятную, циничную сторону войны в части отношений тыла и фронта. Угадали постановщики, чувствительную струну нащупали.
Нет, конечно, "Саламбо" лично мне понравилась во-многом потому, что я этот жанр очень люблю - "оперу спасения и ужасов", и у меня особые отношения с текстом Флобера - я "Саламбо" прочел лет в 10, идеальный возраст для этой мальчуганьей в общем то книги, и она меня в том возрасте, вестимо, потрясла настолько, что я с тех пор "Мадам Бовари" так и не дочитал - слишком пресной мне казалась.
Но ведь понравилось всем - публику не обманешь. Даже, когда в огромном и сложном тексте В.А.Стеклов перепутал Гамилькара и Ганнибала наша обычно язвительная публика лишь снисходительно улыбнулась, поняла, что он имел в виду и тут же забыла. Настолько это мощно было (кстати, в записи первого представления Стеклов мне больше понравился, чем во втором исполнении - роль бенефисная, романтическая, и он по разному ее трактовал).
У нас явно есть огромный неудовлетворенный социальный заказ на этот поджанр - романтическую в нехорошем смысле оперу. Мусоргский, сам писавший либретто, изумительный драматург, и тут это видно, правда, сам материал какой-то менее удобный, скажем, наше замечательное меццо Ю.Г.Маточкина тут мне меньше нравится с драматической точки зрения, чем в Хованщине - тут просто требуется меньше драматического мастерства, реализоваться как актрисе не на чем: романтизм в чистом виде - никакого психологизма, а она его умеет!.
Тем выше надо ценить драматургический талант Мусоргского (заодно узнал, что М.С.Кисляров сейчас главный по режиссерской части в Большом). Нам открыли нового Мусоргского, и это очень большой композитор - романтик. Такого в русской музыке и нет больше, сравнивать не с кем.
Весело, что это грандиозное представление с великолепным хором, большим оркестром, отличными декорациями числится концертным исполнением (потому что они не стали заказывать декорации и костюмы и использовали из других постановок - разницы никакой, хотя бы потому что мы не имеем представления, ни как выглядел Карфаген между первой и второй Пуническими войнами - а после третьей Пунической - победители снесли его до основания, распахали и засыпали солью, ни как одевались финикийцы - зимой в Северной Африке вообще-то холодно).
Дети из детского хора с явным удовольствием (sic!) играли в мощнейшей сцене, как их приносят в жертву Молоху. Воистину, мальчуганья опера! Я, кстати, так и не смог объяснить сыну, за что Римский-Корсаков, Бородин и Стасов так зачморили Мусоргского, что тот бросил писать "Саламбо". С патриотизмом все-таки не стоит перебарщивать. Правильный патриотизм - это: всё лучшее на Родину!
В общем, если еще раз покажут, я обязательно схожу. И вы сходите - Саламбо оказалась такой же обязательной для русского человека, как и, например, "Борис Годунов". Правда, цены на билеты кусаются. Еще пару лет назад я рекомендовал студентам (особенно иногородним) с их Пушкинскими картами не упустить возможность - они живут в городе с лучшей в мире оперой, сейчас это было бы "сытый голодного не разумеет". Теперь мне им приходится рассказывать, что от века капельдинеры (несмотря на строгий вид) - это очень хорошие дамы, которые с пониманием относятся к финансовым проблемам студентов. Главное - не наглеть и садиться в лучшие места партера только после третьего звонка.
Похоже, в Большом театре нащупали баланс между ценой на билеты и спросом - и это плохая новость, потому что эквилибриум оказался дороже, чем, например, в Риме и вообще в Европах.
***
И да, коньяк в буфете дорогущий, но очень хороший"
(с).