-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Среди всего фестивального многообразия самое яркое, оглушительное, чарующее впечатление произвела двадцатиминутная лента тунисского документалиста Юнеса Бен Хаджриа «Суфизм» - почему отборщики отнесли эту документалку к игровым лентам, понять сложно, да и не суть важно. Я планировала посмотреть первые 15 минут из 20 и бежать в другой зал (фестивальное расписание составлено так, что часто приходится летать между залами или раздваиваться), но не смогла уйти - буквально приросла к экрану.
Идея картины пришла Бен Хаджриа в голову при посещении прядильной фабрики - монотонная работа прядильщиц шерсти и прядильных машин зарифмована с суфийским танцем крутящихся дервишей. Снятые рапидом вращающиеся машинные колёса под волшебный саундтрек - традиционные арабские мелодии, исполняемые духовыми инструментами, наложены на тяжёлый индастриал-рок - создают медитативный, завораживающий эффект. Ритмично скрипят ржавые железки, разлетается пыль, смоченная каплями воды, что это, эстетизация производственного процесса, поэтизация тяжёлого труда, как в канонической «Смерти рабочего» М. Главоггера? А может, тонкий, практически богохульный с точки зрения исламских канонов намёк на то, что материальный мир важнее мира сакрального, весомее религиозного мистицизма, победа осязаемого над умозрительным? Да это же реально какой-то магрибинский Вертов, арабский Родченко, исламский Главоггер! «Суфизм» Юнеса Бен Хаджриа не случайно завоевал приз зрительских симпатий, давно не приходилось видеть ничего столь же совершенного по художественной форме.
Уже сегодня команда отборщиков казанского кинофестиваля разлетелась по миру в поисках новых шедевров для программ следующего «Алтын минбара», а нам есть, что им подсказать. Вот хотя бы в этом месяце в Москве с аншлагами прошли дни африканского кино - просто бери каждую приехавшую картину, и в Казань..