------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лично для меня настоящим триумфатором казанского кинофестиваля стал индийский режиссёр Сиддартха Джатла. Его шедевр «Во чреве тигра» был показан во внеконкурсной программе и буквально заставил зрительный зал рыдать. Социальная драма, снятая в стиле магического реализма, смотрится то мрачным нуаром, то лирической поэмой, то мистическим фэнтези. Семья из индийской глубинки нанимается на кирпичный завод и в каменоломни, но свести концы с концами всё равно не может. Деревня посреди джунглей, кишащих тиграми, постоянно подвергается нападениям хищников, и в случае гибели человека в результате нападения хищника, семья получает денежную компенсацию. Люди, добровольно уходящие в лес, чтобы принять страшную смерть и тем самым спасти близких от голода - не воспалённая фантазия автора, а индийская реальность наших дней. Собственно, режиссёр Джатла увидел подобную историю в фейсбуке и поехал искать деревеньку в штате Уттар-Прадеш, в которой фильм и снимался. Самое страшное даже не то, что принести себя в жертву может стать личным выбором отчаявшегося, обездоленного человека, а то, что процесс постепенно рутинизируется, и принять решение о таком человеческом жертвоприношении уже может, например, сельский сход. По словам режиссёра, три главных бича нынешней сельской Индии - бедность, отсутствие нормального образования и алкоголизм.
Реальная человеческая история чередуется с театральными сценами по мотивам индийской мифологии, где жизнь богов и героев в золотом облачении контрастирует с убогим существованием выброшенных на обочину жизни. В центре сюжета - молодой герой и его старики-родители, пытающиеся сделать всё от них зависящее, чтобы поддержать семью сына. Рецепт спасения от старика-отца - навсегда оставить деревню, уезжать в город и там бороться (собственно, именно таковым был путь многих индийских революционеров, оставивших след в истории), Последние полчаса хронометража фильма - пронзительный и лиричный диалог пожилой пары, прожившей всю жизнь вместе и принявшей решение остаться в лесу на съедение хищнику. Трудно сказать, что трогает зрителя больше - философская предсмертная беседа двух людей, способных к самопожертвованию, или пронзительный саундтрек, написанный знаменитым японцем Сигеру Умебаяси, работавшим с Вонг Кар Ваем и другими киноклассиками.
Сиддартха Джатла, несколько лет назад привозивший в Казань свой дебютный фильм «Любовь и Шукла» и уже тогда произведший неизгладимое впечатление на зрителей, признается, что вдохновляется психологическими драмами Ким Ки Дука и советским шедевром Элема Климова «Иди и смотри» - действительно, «Во чреве тигра» при просмотре буквально разрывает напополам.
На фото - режиссёр Сиддартха Джатла