Заметки на полях КМФМК - 10

Nov 15, 2024 17:10

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Лично для меня настоящим триумфатором  казанского кинофестиваля стал индийский режиссёр Сиддартха Джатла. Его  шедевр  «Во чреве тигра» был показан во внеконкурсной программе и буквально заставил зрительный зал рыдать.  Социальная драма, снятая в стиле магического реализма, смотрится то мрачным нуаром, то лирической поэмой, то мистическим фэнтези.   Семья из индийской глубинки нанимается на кирпичный завод и в каменоломни, но свести концы с концами всё равно не может.  Деревня посреди джунглей, кишащих тиграми, постоянно подвергается нападениям хищников, и в случае гибели человека в результате нападения хищника, семья получает денежную компенсацию.  Люди, добровольно уходящие в лес, чтобы принять страшную смерть и тем самым спасти близких от голода    -   не воспалённая фантазия автора, а индийская реальность наших дней.  Собственно, режиссёр Джатла увидел подобную историю в фейсбуке и поехал искать деревеньку в штате Уттар-Прадеш, в которой фильм и снимался.  Самое страшное  даже не то, что принести себя в жертву может стать личным выбором отчаявшегося, обездоленного человека, а  то, что процесс постепенно рутинизируется, и принять решение о таком человеческом жертвоприношении уже может, например, сельский сход.  По словам режиссёра, три главных бича нынешней сельской Индии   -   бедность, отсутствие нормального образования и алкоголизм.

Реальная человеческая история чередуется с театральными сценами по мотивам индийской мифологии, где жизнь богов и героев в золотом облачении  контрастирует с убогим существованием выброшенных на обочину жизни.  В центре сюжета    -  молодой герой и его старики-родители, пытающиеся сделать всё от них зависящее, чтобы поддержать семью сына.  Рецепт спасения от старика-отца    -    навсегда оставить деревню,  уезжать в город и там бороться (собственно, именно таковым был путь многих индийских революционеров, оставивших след в истории), Последние полчаса хронометража фильма    - пронзительный и лиричный диалог пожилой пары,  прожившей  всю жизнь вместе и  принявшей решение  остаться в лесу на съедение хищнику.  Трудно сказать, что трогает зрителя больше   -   философская предсмертная беседа двух людей, способных к самопожертвованию, или пронзительный саундтрек, написанный знаменитым японцем Сигеру Умебаяси, работавшим с Вонг Кар Ваем и другими киноклассиками.

Сиддартха Джатла, несколько лет назад привозивший в Казань свой дебютный фильм «Любовь и Шукла» и уже тогда произведший неизгладимое впечатление  на зрителей, признается, что вдохновляется психологическими драмами  Ким Ки Дука и  советским шедевром Элема Климова «Иди и смотри»     -    действительно, «Во чреве тигра» при просмотре буквально разрывает напополам.

На фото    -     режиссёр Сиддартха Джатла


КМФМК

Previous post Next post
Up