--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бауырына салу - казахская традиция, по которой молодые родители отдают своего первенца на воспитание бабушки и дедушки или других старших родственников. По достижении определённого возраста ребёнку дается право выбора продолжать жить с бабушкой и дедушкой или же вернуться к родителям. Чаще всего, дети продолжают жить с бабушкой и дедушкой из-за того, что по прошествии множества лет родители становятся для них чужими людьми. Таким ребёнком был и режиссёр Асхат Кучинчиреков, задумавший снять полуавтобиографический фильм о своём личном травматическом опыте. Сам обряд передачи ребёнка бабушке - с окуриванием, заклинаниями, пропусканием через рубашку - с этнографической дотошностью воссоздан в финальных кадрах киноленты Кучинчирекова «Бауырына салу». Однако замысел автора явно не совпал с итоговым экранным воплощением.
Собственно, в отношениях маленького Ерсултана (альтер-эго режиссёра) с родными нет ничего катастрофического. Любимая бабушка во внуке души не чаяла, после её смерти в семье отца не всё сразу складывается, но в конечном счёте Ерсултан вновь обретает семью - суровый отец учит сына управляться с лошадьми и вообще «делает из мальчика мужчину». Собственно, великое множество детей во всём мире воспитываются бабушками, пока их родители заняты чем-то другим, и только казахский народ дал этому распространённому явлению специальное название и обставил ритуалами. Тем не менее, фильм смотрится как горькая, абсолютная социальная трагедия, чему причиной не обычай бауырына салу, а жёсткая, беспросветная реальность капиталистического Казахстана, шагнувшего на столетие назад после распада СССР.
Фильм начинается невыносимыми кадрами детского труда на солевых рудниках - таскающий тяжёлую тележку по солончаку десятилетний Ерсултан вкалывает наравне со здоровенными мужиками. Крупные планы лица мальчика перемежаются солнечными бликами на покрывающей соляные глыбы воде (недаром фильм получил приз за лучшую операторскую работу, оператор - Жанарбек Елеубек). Под палящим солнцем солёный пот падает на белые кристаллы соли, зарабатывает таким адским трудом Ерсултан сущие копейки, ухитряясь в свободное от рудника время ходить в школу, где учат стихи не входившего в советское время в школьную программу Мукагали Макатаева, а дети куда более благополучных родителей травят и высмеивают раньше времени повзрослевшего мальчика. В какой мере эта часть сюжета автобиографична для 40-летнего режиссёра, трудно сказать, но фильм смотрится явно не как обличение специфических семейных казахских обычаев, а как приговор дикому капитализму.
Съёмочная история картины интересна и поучительна едва ли не больше, чем сам фильм. После мучительных поисков исполнителя главной роли режиссёр обнаружил живущую в контейнере на улицу семью беженцев из Узбекистана. Бездомная семья Ерсултана Ерманова получила квартиру только после успешной поездки с фильмом на кинофестиваль в Сан-Себастьяне.