Заметки на полях КМФМК - 5

Nov 11, 2024 10:01

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Бангладешский режиссёр Лиза Гази отправила на фестиваль  картину о горькой женской судьбе «Дом, названный Шахана»,  до этого получившую приз зрительских симпатий в Лондоне и приз «За гендерную чувствительность» Гильдии индийских кинокритиков на Мумбайском кинофестивале.  На экране    -  бангладешские 90-е, но уже тогда технологии позволяли  провести например, брачный обряд никях по телефону, через трубку, а социальные отношения оставались и по сей день остаются столь архаичными, что тот малозначимый факт, что невеста не произнесла «кобул» в знак согласия, в расчёт не принимается, и брак считается заключённым.

Главная героиня за два с половиной часа экранного времени эволюционирует из безмолвной  и покорной субстанции   -  бесплатного приложения к мужу   -   до расправившей плечи личности, сражающейся за своё право говорить, думать и принимать решения.  Изображая постылую и ненавистную «семейную жизнь» героини с мусульманином-фундаменталистом в Великобритании, режиссёр подчёркивает, что среда обитания отнюдь не всегда способна трансформировать социальные отношения, и жизненный уклад патриархальной общины что в Лондоне, что в глухой бангладешской деревне примерно один и тот же.  Религиозные ограничения и каноны, помноженные на устои патриархальной семьи, не дают героине почувствовать себя полноценным человеком, при том, что она человек глубоко верующий и отнюдь не революционер по натуре.  Второй раз за последнее время вашей покорной слуге довелось наблюдать сцены исламского экзорцизма   -   «изгнания джиннов»:  поверьте,  в Казахстане и в Бангладеш они сильно отличаются.

Не торопитесь  называть фильм «Дом, названный Шахана» набором гендерных штампов    -   это реалистичная, не сгущающая красок картина жизни миллионов женщин, в постиндустриальную эпоху зажатых в тиски домашнего патриархального рабства.  Отсутствие динамичного сюжета и, казалось бы, бесконечный возврат в исходную точку  демонстрирует безвыходность положения героини.   Единственный человек, ставший героине по-настоящему родным, не может породниться с ней по-настоящему   -   ислам  не признаёт усыновления детей, и удочерить девочку она не может. Героиня вроде бы решается порвать с консервативной средой, но  фильм остаётся с открытым финалом.  Подкупает режиссёрская дотошность в изображении деталей, придающая действию документальность,  и по-восточному метафорическая речь героев фильма:  «Я в тупике, как водяной гиацинт».


КМФМК

Previous post Next post
Up